Подготовка детей к школе. Как организовать подготовку малыша к школе Рассмотрим, в чем заключаются упражнения

В этой статье:

Человек так устроен, что собственное чадо ему кажется самым умным, талантливым и красивым. Вот только существует одна проблема: об этом не знают в школе ни экзаменаторы, ни учителя. Они интересуются только цифрами, буквами, картинками и недостающими на них элементами. И никак не поймут эти бесчувственные чурбаны, что именно сейчас они видят самого лучшего ребенка на свете.

Подготовка к школе детей в целом и каждого малыша отдельно – единственное, что умещается в их голове. При этом они ковыряются в детских головках, взламывая родительский мозг, закипающий от негодования каждый раз, когда у ребенка спрашивают что-то из ряда вон выходящее. Чтобы этого не произошло с вами и вашим карапузом, предлагаем заранее подготовиться к экзекуции под названием «тестирование дошкольников».

Подготовка к школе и ее смысл

Есть ли смысл в подготовке ребенка к тестированию, решать только родителям. В принципе, ребенок для того в школу и идет, чтобы учиться, а не учится дома, чтобы попасть в школу. Однако это может «прокатить» только с обычными школами. Если же ваши амбиции и желания толкают вас в объятия более узкоспециализированного или элитного учебного заведения, придется хорошенько «попотеть», чтобы подогнать знания карапуза под соответствующий уровень.

Раньше все было проще. Детей отправляли учиться в близлежащую школу. При этом никто не проходил никаких вступительных экзаменов. В ходе обучения дети получали довольно высокий средний уровень образования и поступали в институт. Сегодня же все несколько иначе. Развитие системы образования требует от детей ответного развития, которого не дают в дошкольном учреждении, а значит, им приходится заниматься дома.

Таким образом, подготовка к школе ложится на плечи родителей, как и ответственность за отсутствие оной. Поэтому при возгласах «Вы не учите ребенка английскому, математике, информатике и прочим предметам? Ай-яй-яй! Как же вам не стыдно? Он же полный ноль!» родители краснеют до корней волос и не знают, куда себя деть. И ничего, что этому «нулю» еще и пяти лет нет, а на него уже приходится возложить огромный информационный груз, также требующий строгого режима, лишающего малыша детства.

Вас это не смущает? И не странно. Большинство современных родителей относится к такой чрезмерной нагрузке на ребенка нормально. При этом забывая о том, каким было их детство. А ведь многие утверждают, что самым лучшим! Не было интернета, компьютеров и планшетов, и все свое время дети проводили на улице. Вот только сегодня именно родители держат детей в четырех стенах и подсаживают на всевозможные гаджеты.

Во-первых, на них закачивается уйма полезной информации и занятий по всевозможным развивающим системам. Во-вторых, ребенок находится дома, на глазах. В-третьих, развитие малыша должно соответствовать развитию сверстников и их интересам, чтобы на фоне других он не выглядел «лузером». Все это принимается за весомые аргументы, и улица с ее развлечениями и разбитыми коленками остается за окном, а в нем мерцает отражение включенного гаджета, в котором растворяется скрюченный в три погибели карапуз, портя зрение и осанку…

Ценность образования понимают только взрослые. Дети «отсиживают» свой срок в выбранном учебном заведении. При этом родители вкладывают в учебу не только силы и личное время, но и значительные финансы. Что из этого следует? Что ребенка надо заинтересовать. Даже если вы планируете начать обучение еще до того, как малыш пойдет в первый класс, делайте это весело, интересно, в игровой форме и в неформальной обстановке.

Готовимся в первый класс заранее

Подготовка к школе – дело важное, сложное и скучное. Как было сказано выше, ее нужно облегчить и «увеселить». Начинать развитие первичных знаний и навыков лучше всего за год до школы. Раньше нет смысла: ребенок слишком много выучит, и тогда ему будет скучно на уроках, что может вообще отбить охоту учиться. А более поздние занятия не успеют дать требуемого результата.

Если школа не выбрана, то выбирать также лучше за год до начала обучения. Не стоит останавливаться на одном варианте. Лучше подобрать не менее пяти. Но для начала следует определиться с профилем будущего образования карапуза. Выбрали? Теперь подбирайте школы. Зачем так много вариантов? Затем, что в итоге несколько из них могут не подойти именно вам, в парочке – не подойти вы и ребенок, а вот одна из них окажется идеальной.

При выборе школы также следует понимать, кем вы хотите вырастить ребенка. Кстати, не забудьте спросить и его. Однако больше всего могут рассказать задатки малыша. Чем точнее задача, тем проще делать выбор учебного заведения.

Еще один аргумент в пользу заблаговременного выбора школы – это подготовительные курсы. Их проводят на базе школ. Зачастую на эти самые занятия принимают детей, которые впоследствии будут учиться в данной школе.

Как узнать, если в той или иной школе подготовительные курсы? Просто позвонив в приемную директора или посетив сайт заведения. Большинство школ давно «осовременились» и обзавелись собственными интернет-площадками. Также сайт позволит оценить школу со стороны. О многом расскажут фотоальбомы, отчеты о мероприятиях, проделанных работах и прочие выложенные на интернет-портале материалы.

Подготовка по программе тестирования школы

Наши бабушки считали, что для того, чтобы развить у детей математические способности, с ними следует играть в шахматы. Однако это не совсем так. Если вы хотите, чтобы ребенок научился решать задачки – решайте задачки, читать – читайте, петь – пойте, рисовать – рисуйте. Ведь то, что нельзя измерить, просто не существует!

Готовьтесь к школе по ее же требованиям, тестам, заданиям, конкретным примерам вопросов. Абстрактная подготовка требует слишком большого объема материала, который ребенок просто не усвоит. Да и незачем!

Где найти такие задания? Самый простой способ – получить в приемной комиссии. Если там вам отказали – поспрашивать родителей первоклассников. Не нашли таковых? Тогда изучайте материалы из учебников для первоклассников, по которым занимаются в выбранной школе. Идеальный будущий первоклассник должен знать и уметь все то, чему его будут учить в течение первого учебного года.

Что именно? Вот список основных навыков и умений дошкольников:


Если же в школе рекомендуют не учить ребенка читать и писать, мол, научат сами, то чаще всего это провокация. На собеседовании ребенка все равно попросят и написать, и посчитать, и решить не только задачку, но и логическое задание.

Все в целом ясно, но что конкретно нужно для поступления в школу?

Итак, вы родители будущего первоклассника. Стоите на распутье, так как не можете понять, какие конкретно навыки развивать, что изучать, в каком направлении двигаться. Специалисты рекомендуют остановиться на следующих категориях навыков:

    • Логика.

Ребенок должен уметь классифицировать предметы, объединять их в группы, исключать лишние, находить отличия.

    • Арифметика.

Малыш должен быть обучен счету, сложению, вычитанию, составу числа, понятиям больше/меньше.

    • Общая эрудиция.

К таковой относится знание фамилии, имени, отчества, адреса, страны и города проживания, столицы, близлежащей или главной реки. Также развитие ребенка предполагает изучение времен года, месяцев, даты собственного рождения…

    • Мелкая моторика.

Письмо, переписывание текста прописными буквами, срисовывание картинки.

    • Речь.

Это то, с чем у большинства детей имеется большая и серьезная проблема, которая не проходит даже во время обучения в школе. Так, кроха должен уметь пересказывать самые простые истории, сказки, рассказы.

    • Память.

Лучшее развитие этого навыка – это игра с картинками. Пусть ребенок по несколько минут смотрит на изображение, после чего рассказывает, что на нем было изображено – до мелких деталей.

  • Внимание, наблюдательность.

Можно развивать так же, как и память. Однако это не всегда интересно и весело.

Развитие любого из данных навыков может быть более веселым. Например, во время прогулки можно считать красные машинки, встречаемые на пути следования. Во-первых, так ребенок будет изучать счет, ведь машинки надо считать. Во-вторых, будет развиваться внимательность: вам же нужны только красные машинки. В-третьих, следует запоминать
количество проехавших красных машинок – таким образом тренируя память.

Что еще можно считать? Ступеньки, собачек, кошечек, девочек с бантиками. А еще можно описывать словами все, что происходит вокруг. Придумывать причины, почему эта тетя выглядит такой печальной и чему так радуется беззубый мальчик в витрине магазина. Фантазируйте, играйте вместе с ребенком. И тогда любое занятие будет интересно, а любая информация легко запоминаема. Но самое главное – ребенок будет получать удовольствие от обучения, в результате чего первое сентября не начнется со слез и капризов, ведь это будет первый день новой жизни – полной познавательных приключений.

Развитие детей дома: что для этого необходимо?

Многие родители и сегодня до последнего сомневаются, нужна ли домашняя подготовка дошкольнику. Особенно остро этот вопрос стоит среди тех, кто учился в советское время. Больше всего на обучение, развитие и нагрузку дома сетуют бабушки. Им жалко внуков, тем более что они не мучили и не нагружали так своих собственных детей, которые при этом смогли выбиться «в люди». Почему сегодня все иначе? Каким образом влияет на становление ребенка конкуренция? И почему в таком возрасте малыш вообще должен с кем-то конкурировать? Им это невдомек. И если одни просто сокрушаются несовершенством современного образования, другие перелистывают сайт за сайтом в поисках актуальной информации, которая
позволит облегчить жизнь будущего первоклассника и лишить его стресса при прохождении собеседования в школе.

Ранее при подготовке к школе учитывались только элементарные навыки. Нынешняя школьная программа рассчитана на более высокий базовый уровень. Согласитесь, дети сегодня знают намного больше родителей в том же возрасте. Почему тогда их следует учить так же? Ведь они, в силу иных условий жизни и развития, намного умнее! Их мозг более активен, а способности более развиты. Значит, и дети более совершенны. То есть в них можно вложить больше и получить в ответ больше.

Кто будет заниматься этим «капиталовложением», решать родителям. Можно обратиться к профессионалам. Но можно подготовить собственное чадо и самостоятельно. Дома и стены помогают. А вместе с мамой или папой и море по колено!

Наглядные материалы и подсказки – все, что нужно для развития навыков

Чтобы подготовиться к поступлению в школу, лучше всего использовать определенную материальную базу. Ее можно приобрести. Так, обучающие материалы имеются в свободном доступе в книжных и интернет-магазинах. Подходящий
сайт легко найти по запросу, а после выбрать нужные пособия и заказать с доставкой на дом.

Для тех же, кто не ищет легких путей, а, наоборот, находится в поисках поводов для совместного времяпрепровождения с ребенком и обучения во время игры, мы предлагаем следующее. Сделайте такие материалы и подсказки собственноручно. Вы можете как скопировать имеющиеся в интернете шаблоны, так и придумать собственные. Зайдя на любой сайт, направленный на развитие детей дошкольного и школьного возраста, можно найти уйму информации и даже готовые макеты с иллюстрациями для занятий, которые останется только распечатать.

Что же это за материалы? Например, плакаты. Так, времена года можно изучать по круглому плакату, сделанному в виде солнышка, часть из которого улыбается, плачет, мерзнет и бежит ручьями. При этом улыбка – это лето, слезы – символ дождей и осени, холод, который можно обозначить теплой шапкой, – зима, а ручьи – весна. Каждое время года можно условно поделить на месяцы, не забыв дорисовать картинку-ассоциацию. Так, сентябрь можно обозначить школьным звонком, октябрь – грибочком, ноябрь – желтым листочком, декабрь – снежинкой, январь – новогодней елкой, февраль – морозными окошками, март – подснежником, апрель – ручьями, май – рюкзаком, а июнь, июль и август детской веселой мордашкой на фоне моря, чаек и солнца.

Вариантов пособий много. Все их можно сделать собственноручно, привлекая к работе ребенка. В таком случае придется меньше объяснять, что значит та или иная картинка. Придется лишь закрепить пройденный материал.

Кроме всего перечисленного, родителям, занимающимся развитием ребенка, следует учесть следующие моменты:


На сами экзамены, тесты и собеседование лучше идти в приподнятом настроении. Если родителей лихорадит, это не значит, что то же самое должен чувствовать ребенок. Постарайтесь сделать этот день таким же простым и обыденным, и тогда малыш легко ответит на все вопросы. Видя, что мама с папой нервничают и считают этот день особенным, кроха может побояться его испортить, а из-за страха замкнется, и все знания просто перепутаются у него в голове

Знайте: вы сделали все, что смогли! Все остальное должны сделать учителя в ходе обучения. И если вы не пройдете первое собеседование – не переживайте. Пусть переживают те, кому не достался лучший ребенок и самый способный ученик – ваш будущий первоклассник!

В последние годы вопрос как правильно подготовить ребенка к школе стал далеко не праздным. Программа поменялась, ритм жизни тоже. Но родители дошкольников не представляют, что ждет их детишек в школе. Большинство родителей убеждены в том, что именно в школе ребенка обязаны научить абсолютно всем навыкам, «наполнить» знаниями его голову и приучить к порядку и дисциплине . Но сегодня требования таковы, что малыш должен прийти в школу с уже достаточно большим «багажом». Иначе ему придется справляться с нагрузкой, значительно большей, чем школьная программа. И это особенно актуально, если ребенок не посещал детский сад.

Так в чем же заключается подготовка к школе? Не просто же – привели 1 сентября и сдали учителю. Нет. Готовность ребенка к школе можно оценить по ряду навыков, которыми должен будущий первоклассник владеть уже перед первым сентябрем .

Разберем навыки малыша при поступлении в 1-й класс. Это как бы приватная рекомендация родителю.

К семи годам у ребенка должна быть тренированной память: он должен знать стишки, считалки, все буквы (а лучше читать по слогам). Он должен уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, связно составлять рассказ по картинке и пересказывать прочитанный ему текст .

Особое внимание удели тому, как твой ребенок произносит звуки. Если есть дефекты речи, обратись к логопеду . Иначе «второй натурой» станет привычка и говорить, и писать с ошибками: «что слышу – то пишу». Переучивание в условиях учебного года отнимет гораздо больше сил и времени, чем заучивание сразу правильного звука .

Физиологические

Главное мелкая моторика: будущий первоклашка должен уметь застегивать-расстегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки на обуви, самостоятельно управляться с вилкой и ложкой, и правильно их держать . Тогда и письмо он освоит быстро. Все очень взаимосвязано.

Мелкую моторику развивают такие занятия, как перебирание крупы, фасоли, лепка из пластилина и помощь тебе на кухне с тестом, вырезание и наклеивание аппликаций, лего и другие конструкторы. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше работает мозг малыша, тем выше его мыслительные способности.

Координацию движений развивают подвижные игры: прыгание на скакалке, ловля и «ведение» мяча, бадминтон и др. Далее осанка. Если она правильная, ребенок без особой нагрузки на тело выдержит 40 минут урока. Если нет, то это время уйдет не на усвоение материала, а на поиск ребенком удобного положения за партой . Если у твоего малыша нарушена осанка, иди к семейному врачу за направлением к хирургу. Лечебная гимнастика и другие превентивные меры помогут избежать искривления позвоночника.

Эмоционально-волевые

Это готовность ребенка следовать установленным правилам вопреки своим желаниям и способность регулировать свое поведение . А также умение оценить себя и других, свои и чужие действия. Обрести эти навыки помогают не бесконечные запреты «нельзя, не трогай, не делай», а настольные и другие игры с правилами: домино, шашки, «прятки», «салки», а также рисование, лепка.

Социальная готовность

Это умение взаимодействовать со сверстниками и другими, кроме родителей, взрослыми – персоналом школы, способность находиться (без родителей) и подчиняться требованиям «чужого» взрослого (учителя), быть и действовать в команде (классе), знать и соблюдать нормы общественного поведения.

В детском саду этот навык прививается в массовых мероприятиях: прогулках, утренниках, концертах и смотрах, где есть посторонние для ребенка люди – родители других детей, представители администрации и др.

Педагогическая готовность

Это желание ребенка идти в школу . Оно, кстати, сразу выявляет отношение семьи к школе, ведь ребенок обычно «отражает» родителей.

Кроме этого будущий школьник должен знать имя и фамилию свои и членов семьи, домашний адрес и телефон, уметь ориентироваться во времени (который час, время года) и пространстве (лево, право, верх, низ), различать и называть цвета, считать до 20 и обратно, также решать простейшие задачки на «+1» и «-1». Например, было 2 яблока, дали (взяли) одно. Сколько стало (осталось)? Должен уметь объединять предметы или признаки в группы и отделять лишние, к группе не относящиеся.

Cегодня в школе нет «добукварного» обучения – буквы и звуки изучают в подготовительной группе детсада или в группе 6-леток в школе.

То же и с прописью. Поэтому, если у твоего ребенка этих знаний нет, и ему, и тебе придется приложить очень много усилий, чтобы он не попал в «отстающие».

Конечно, ему помогут и классный руководитель, и учитель «продленки», и школьный психолог, но лучше, если эта работа будет уже выполнена, а навыки закреплены в дошкольный период. Чтобы не было перегрузки.

Ответственность и дисциплина

Малыша надо подготовить к тому, что его учеба – это его работа, «оплата» за нее – отметки за знания, и это – его «вклад» в вашу семью. Школа – это учреждение, которое «живет» по правилам, обязательным для соблюдения всеми без исключения . Эти правила и есть «трудовая дисциплина».

Урок – время знаний и тишины, когда нужно внимательно слушать самому и не мешать слушать другим то, что говорит учитель. Спросить о чем-то можно, подняв руку. А разговоры и игры разрешены на перемене и после занятий.

Помни, что ты и учитель твоего ребенка компаньоны в его воспитании; цели и задачи у вас общие .

Но функция учителя давать твоему ребенку знания, а не восполнять «пробелы» недополученного им дома воспитания.

Как правильно подготовить ребенка к школе. Новый режим дня

Режим дня это важный механизм адаптации ребенка к школе . У «садикового» малыша особых проблем с режимом «труда и отдыха» не будет, ведь он уже привык рано ложиться и вставать. А «домашним» детям, возможно, придется составить и «домашнее расписание» приемов пищи, прогулок и отдыха, домашнего задания, вечернего туалета и отхода ко сну. И аккуратно и строго следовать ему, чтобы ребенок «втянулся» в новую для него жизнь, высыпался и успевал по предметам.

Запомни!
Усваивать учебный материал способен только выспавшийся, спокойный и здоровый ребенок.

Любой недосып – это стресс, он очень вреден для здоровья и успеваемости ребенка, т. к. всегда вызывает перегрузку всех систем организма . Полученные днем знания ребенок «перерабатывает» и усваивает во сне. Если он спит менее 10 часов, усвоения материала не происходит, образуется «пробел».

Кстати, и в выходные «режим» не отменяется! Да, тебе хочется отоспаться за неделю, понежиться в постели, забыв обо всем и вся. Но «школьная пора» потребует от тебя стальной выдержки и «ангельского» терпения. Когда ребенок подрастет, станет более самостоятельным, режим дня станет уже «условным рефлексом», и ты сможешь «расслабиться».

Предупреди учителя

Если у твоего ребенка ослаблено зрение или слух, или есть заболевания нервной системы (например, эпилепсия), эти данные обязательно вносятся в медкарту, и о них сообщается классному руководителю . В первых двух случаях чтобы ребенка посадить за одну из первых парт, а во втором, чтобы в случае приступа быть готовым оказать ему первую помощь и предотвратить стрессовую реакцию у остальных детей в классе.

Важно!
В обычной школе могут учиться и дети с ограниченными возможностями (например, с ДЦП).

Школьные психологи и педагоги проводят специальные беседы с учениками. Но не лишней будет и твоя беседа с ребенком о том, как вести себя и что недопустимо в общении с такими детьми.

Два важнейших правила для родителя школьника:

  1. Не делай за ребенка то, что он может делать сам .
  2. Учи ребенка все делать самостоятельно .

Подготовка детей к обучению в школе — фундамент для будущей успешности. Это ответственный период в жизни не только ребенка, но и каждого родителя. Начальная школа представляет собой переломный момент на пути становления маленькой личности. Изменяется режим и ритм жизни, появляется ответственность за свои действия, маленькие, но первые обязанности. Все это в целом вызывает стресс у ребенка, и то, как он с ним справится, во многом зависит от правильной подготовки. Специалисты Coral Family знают, как организовать незабываемый семейный отдых и помочь успеть подготовиться к школе.

Что подразумевает готовность к школе?

Подготовка ребенка к школе состоит из трех компонентов:

Социальная — умение адаптироваться в социуме;
. интеллектуальная — базовые навыки чтения, письма, счета;
. эмоциональная — готовность ребенка быть самостоятельным и ответственным.

В большинстве случаев тестируется только интеллектуальная составляющая. Коммуникативный навык, а также эмоциональная готовность остаются «за бортом». Однако психологи не устают повторять, что именно социальная «зрелость» дошкольника сулит ему успех в обучении. Чтобы дети успешно «грызли гранит науки», им должно быть в школе эмоционально комфортно.

Главная цель начальной школы — научить детей считать, писать и читать. Возникает логический вопрос: зачем тогда всему этому учить ребенка перед 1 классом? Как говорят педагоги, базовые навыки составляют необходимую основу для их успешного овладения. Не секрет, что разным детям для запоминания одного и того же материала требуется разное время. Школьная программа ориентирована на средний уровень. Чтобы все детки укладывались в заданный темп, необходима дошкольная подготовка.

Следующая составляющая — умение ребенка общаться, выражать свои мысли, контактировать с социумом. Психологи такую подготовку ставят на первое место. Малыш, который умеет писать и читать, но плохо адаптируется в коллективе, всегда будет «белой вороной». Вот почему важно, чтобы перед школой дети посещали сады, развивающие центры или кружки. Только находясь в коллективе, ребенок учится выстраивать отношения и получает необходимые коммуникативные навыки.

Как родителям подготовить ребенка к школе?

Многих родителей волнует вопрос: можно ли подготовить ребенка к школе самостоятельно? Однозначного ответа психологи и педагоги не дают, потому что немало примеров успешных детей, которые обучались дома. Однако есть большие риски в развитии коммуникативного навыка. Отказываться полностью от детского сада или дошкольного учреждения не стоит. Даже родители с необходимыми педагогическими навыками не смогут заменить ребенку общение со сверстниками.

Если малыш по каким-либо причинам не посещает детский сад, подготовку необходимо организовать дома и дополнительно посещать специальные курсы. Вливать ребенка в коллектив психологи советуют как можно раньше. В идеале с 3-4 лет. Для начала это могут быть различные творческие кружки, чуть позже — развивающие группы для дошкольников. Стоимость курсов зависит от насыщенности программы обучения. Базовые интеллектуальные навыки помогают развивать индивидуальные занятия с репетитором. С помощью компьютерных технологий их можно проводить онлайн.

Домашние занятия

1. Обучение как игра. Педагоги и психологи рекомендуют начинать первые занятия в игровой форме. Не нужно сразу сажать ребенка за тетрадь или за книгу. Считать начинайте во время прогулки или игры: «давай посчитаем кубики», «давай узнаем, сколько на дереве сидит ворон» и прочее. Начинать изучать буквы также желательно в привычных бытовых ситуациях, например, во время похода в магазин. Задача родителей — заинтересовать ребенка процессом обучения.
2. Мини-уроки. Первые занятия должны длиться не более 15 минут.
3. Метод пряника. Хвалить ребенка нужно не только за правильные ответы, но и за стремление учиться. Поощряйте и мотивируйте тягу к знаниям приятными бонусами: «Давай сейчас почитаем и потом посмотрим мультик». Никогда не ругайте и не наказывайте малыша, если он отказывается читать или у него что-то не получается.
4. Смена деятельности. Важно помнить, что у деток чрезвычайно подвижная психика. Усидеть на месте 15-20 минут для них сложно, не говоря о том, что и не полезно. Чередуйте занятия по чтению или письму с активными играми, физическими нагрузками, математику с рисованием и т.д.
5. Повторение — мать учения. Не переходите к новому материалу, пока малыш не усвоит предыдущий. После начала новых «уроков» возвращайтесь к изученному. Практикуйте повторение не только во время уроков. Например, во время прогулки попросите ребенка вспомнить таблицу умножения.
6. Используйте практические занятия. Дети плохо усваивают материал в теории, поэтому все новое подкрепляется практикой и визуализацией. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями, используйте практический материал.
7. Современная школа. Подбирайте учебный материал в соответствии с действующей школьной программой.

Уроки математики

Счет и элементарные математические действия развивают мышление и логику детей. Обязательно необходимо практиковать уроки математики дома. Вот советы по организации такого обучения:
. Начинайте счет знакомых предметов в игровой форме: конфеты, фрукты, игрушки. Постепенно переходите на специальные карточки и счетные палочки.
. Изучайте приемы сложения и вычитания на примере предметов: 5 яблок + 1 = 6 яблок, 2 конфетки - 1 конфетку = 1 конфетка. Обязательная визуализация.
. Изучайте предметы геометрии на примере знакомых предметов и во время их прорисовки.
. Превратите примеры в увлекательную игру.

Уроки письма

В школе дети достаточно много пишут, поэтому важно подготовить кисть малыша к нагрузкам.
. Начинайте уроки письма с 5-минутных занятий, постепенно увеличивая время до 15-20 минут.
. Тренируйте кисть с помощью прорисовки предметов сначала по шаблону, затем самостоятельно.
. Развивайте мелкую моторику с 2 лет: лепка из пластилина, мягкое тесто, перебирание крупы, вырезание по контуру.
. Обучение письму начинайте с печатных букв.
. Выполняйте гимнастику для пальцев.

Уроки чтения

Изучение букв и чтение — это основа формирования словарного запаса ребенка, умения общаться. Только тогда можно переходить к изучению других предметов, когда малыш научится читать.
. Начинайте чтение с изучения букв алфавита: показывайте буквы на вывесках, лепите их из пластилина, прорисовывайте.
. Создавайте ассоциации с буквами, используйте сравнение: Д — дом, О — окно.
. Закрепляйте обучение буквы ее поиском.
. Учите ребенка пересказывать прочтенный текст, повторяйте слова героев, тренируйте память.

Уроки творчества

Если ребенок не посещает творческие кружки, необходимо дома каждый день заниматься творчеством.
. Научите правильно пользоваться красками, карандашами, фломастерами, мелками.
. Покупайте раскраски.
. Практикуйте рисование, лепку, аппликацию.
. Учите подготавливать рабочее место и затем его убирать.

Рассказывайте, какие приоритеты он получит, будучи школьником: будет общаться с детками, станет самостоятельным, будет «взрослым» и прочее.
. Общайтесь с малышом на тему школьных лет, вспоминайте своих учителей, читайте школьные рассказы. Ребенок должен понимать, что обучение — это обязательный этап в его жизни.
. Интересуйтесь мнением сына или дочки, позволяйте отстаивать свою точку зрения.
. Играйте в «Школу», проигрывайте различные моменты: выступление перед доской, рассказ стиха, позвольте ребенку быть в роли учителя.
. Приучайте с ранних лет все начатые дела доводить до конца.
. Приучайте к самостоятельности в действиях и решениях.
. Моделируйте конфликтные ситуации и вместе находите их решение.

Проверить, насколько ребенок психологически и интеллектуально готов к школе, можно с помощью специальных педагогических методик. Их используют при тестировании дошкольников во время собеседования. Пример подобного теста смотрите на видео.

В школу, как на праздник

Ребенок с удовольствием пойдет в первый класс, если его не только подготовить, но и настроить. Родители часто допускают ошибки, после чего дети сталкиваются с разочарованиями и потерей интереса к обучению. Как этого избежать, специалисты Coral Family подготовили схему.

Что не делать?

1. Не стоит доподготавливать ребенка к школе в последнее лето. Не формируйте негативные ассоциации с процессом обучения еще до его начала.
2. Не обещайте, что школа будет лучшим периодом жизни. Пусть малыш сам решит.
3. Не передавать свое волнение. Ребенок считывает тревогу и эмоциональное состояние родителей.
4. Не пускайте процесс подготовки на самотек. Проверяйте и контролируйте готовность, даже когда ребенок посещал садик или подготовительные курсы.

Что делать?

1. Повысьте статус ребенка. Сделайте событие радостным и положительным. Поздравьте с новым этапом жизни.
2. Устройте школьный шоппинг. Пойдите вместе с ребенком в магазин и купите все необходимое для школы. Пусть сам выберет себе ранец или пенал.
3. Приучайте к новому режиму за 2-3 недели до начала учебного года. Будите и укладывайте спать ребенка постепенно сокращая время на 5-10 минут от привычного графика.
4. Проговариваем обязанности, с которыми столкнется ребенок в школе. Подготовка домашнего задания или посещение продленки не должны быть неожиданностью.
5. Укрепить иммунитет. Свежий воздух, физические нагрузки, активные игры и витамины - лучшие спутники будущего школьника. Начните подготовку организма за 1,5 месяца до 1 сентября.

1. Мотивируйте обучение . Дети теряют интерес к школе уже примерно через месяц: пик активности проходит, заканчивается период адаптации, появляется усталость. Интересный отдых — действенная мотивация. Например, вместо первого урока съездить попить горячий шоколад или на выходных отвезите в луна-парк. Как результат, школьник опять доволен и вприпрыжку бежит в школу.
2. Разрешайте иногда не ходить в школу. Дети, как и взрослые, нуждаются в «передышке». 2-3 дня внеочередного выходного не изменят успеваемость, но зато школа не будет «непосильным грузом». Проведите выходной вместе за полезным и интересным занятием (поход в театр, цирк, в парк). Это будет куда полезнее, нежели малыш на уроках будет придумывать версию, как «проканторить».
3. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Почаще посещайте уроки, вместе готовьте домашние задания. Создайте доверительные отношения.
4. Не нагружайте дополнительными занятиями . В первые полгода школы первоклассник не должен посещать дополнительные кружки и секции, кроме спортивных.
5. Не ругайте за первые плохие отметки. Поддерживайте школьника в начинаниях и не ставьте хорошие отметки как первостепенную задачу обучения.
6. Помогите подтянуться к «отличникам». Не загоняйте с первых классов ребенка в статус «троечника». Если что-то не получается, уделите предмету больше внимания, обратитесь за помощью к учителю или репетитору.
7. Смягчайте школьный стресс. Не нагружайте ребенка домашними заботами и обязанностями хотя бы в первые месяцы учебы. Не ругайте, если он забыл помыть после себя посуду.
8. Время отдыха. Перерыв между занятиями должен быть два часа. Однако это не время для личного чтения или игры за компьютером. Время отдыха школьник должен проводить на свежем воздухе за активными играми.
9. Правильный сон и полноценное питание. Режим — основа обучения. Не заставляйте ребенка сидеть за уроками сверх нормы, даже если он что-то не успел сделать. Нельзя обучение ставить в приоритет над сном.
10. Общение в коллективе. Позволяйте ребенку после уроков оставаться в компании одноклассников. По возможности приглашайте детей домой. Общение со сверстниками необходимо для развития и становления личности школьника. Если у ребенка нет друзей и он ни с кем не общается, есть повод записаться к психологу.

Как подготовить ребенка к школе дома? Как увлечь гиперактивного ребенка и заставить его сконцентрироваться на выполнении заданий? Об этом мы расскажем вам ниже.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Сегодня сфера образования активно расширяется: кружки, мастер-классы, секции и курсы иностранных языков доступны даже для самых маленьких. Увлекаясь, родители начинают развивать ребенка во всех направлениях. Педагоги начальной школы рассказывают, что иногда дети настолько «переподготовлены», что на уроках им нечем заниматься, и от скуки они только отвлекают других учеников. Маленькие школьники гениальны в математике, бегло читают, но не знают элементарных вещей вроде правил дорожного движения, трудно сходятся со сверстниками. Может быть и наоборот — весь класс уже читает по слогам, а некоторые ребята едва знают буквы.

В любом деле важно найти золотую середину. Не нужно «переучивать» ребенка, но и не заниматься с ним вообще тоже нельзя. Постараемся максимально ответить на ваши вопросы и рассказать, как же лучше всего готовить ребенка к школе.

Нужно ли готовить ребенка к школе? Ответ — да. Это не значит, что прямо сейчас нужно усадить малыша за письменный стол и учить его счету и письму, делая перерывы между 40-минутными занятиями (если только вы не хотите навсегда отбить у него желание учиться). Однако заниматься с ребенком все же придется.

Как самостоятельно подготовить ребенка к школе

Итак, вы решили готовить ребенка к школе сами. Прежде всего учитывайте особенности психологии будущих школьников: 5-6-летние дети довольно неусидчивые, им трудно удерживать внимание на одном объекте дольше 10 минут, поэтому за одно занятие вы должны сменить несколько видов деятельности: рисование, письмо, чтение, решение головоломок.

И хотя методического материала для занятий с ребенком сейчас и в сети, и на прилавках магазина в избытке, трудно найти комплекс с полноценной теоретической и практической базой.

Мы работаем с детской аудиторией уже много лет. За эти годы нам удалось опробовать различные подходы к обучению ребенка, ликвидировать ошибки и довести до идеала достоинства. В результате у нас получился полный курс подготовки к школе, состоящий из 9 интересных книг и диплома в конце обучения.

Каждая из книг направлена на совершенствование знаний, умений и навыков в определенной сфере:

  • математика (2 части);
  • чтение и письмо (2 части);
  • логика (2 части)
  • рисование;
  • окружающий мир («Мир вокруг нас»);
  • безопасность («Как не попасть в беду»).

Каждая книга — это блоки знаний, которые необходимо изучать в строго определенной последовательности. Нетрудно догадаться, что математика, чтение и письмо, логика — это самые важные дисциплины, поэтому они стоят на первом месте.

Математика

Перед походом в школу ребенок должен научиться:

  • считать до 10, желательно в прямом и обратном порядке;
  • видеть разницу между понятиями «больше», «меньше», «поровну»;
  • соотносить цифру с количеством предметов.

В «Школе маленьких академиков» занятия проходят будто по школьной программе, однако школа — волшебная. Вместе с юным Геником — настоящим математическим гением — ваш ребенок будет постигать мир математики, а помогает им директор Академии волшебников — профессор Раз-Два-Трис.

Ребенок становится героем истории и вместе с Геником отправляется в Страну Математики. Но чтобы отыскать дорогу, он должен решить, какая дорожка является более короткой, и зайти в лес, в котором больше всего деревьев. Как только ваш ребенок решит эту задачку, он сможет перевернуть страничку и вместе с Геником пойти дальше.

Чуть позже на страницах книги появляется Раз-два-Трис. Именно он объясняет, что цифрами обозначают количество предметов, и рассказывает о каждой.

Задания в журнале разноплановые: написать цифру, посчитать количество предметов, раскрасить геометрические фигуры и т. д. Малышу придется проявить всю свою смекалку и сообразительность, чтобы справиться с задачками Раз-Два-Триса.

После изучения двух книг по математике ребенок научится считать до 10 и выполнять простые арифметические действия.

Помимо сюжета, героев и интересных заданий можно отметить яркие и наглядные иллюстрации. Благодаря им ребенок научится соотносить цифры с реально существующими объектами и сразу же освоит, как применять знания на практике.

Чтение и письмо

При подготовке ребенка к школе учитывайте, что он должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками по чтению и письму:

  • знать буквы;
  • уметь соотносить буквы со звуками и видеть разницу;
  • подбирать слова на заданную букву;
  • вычленять звуки и буквы из текста;
  • читать по слогам небольшие тексты;
  • пересказывать небольшие истории и заучивать стишки.

Что касается навыков письма, то ребенок должен уметь держать ручку и обводить буквы, картинки и геометрические фигуры по контуру.

В комплекте «Школа маленьких академиков» чтению и письму посвящено 2 книги. Вместе с Феей Грамматикой и юной волшебницей Галочкой ребенок изучит гласные и согласные звуки, познакомится с алфавитом и потренируется писать буквы. Будущий первоклассник после изучения книг будет понимать, что такое звук, буква, слог, слово, предложение, получит представление о самых главных пунктуационных знаках — точке и запятой.

Задания, направленные на изучение грамматики, чередуются с заданиями на развитие речи и отработку навыков чтения.

«Школа маленьких академиков»: чтение и письмо

Пособие можно использовать не только для подготовки к школе, но и для закрепления полученных в школе знаний. Например, изучил ребенок на уроке гласные звуки — пусть выполнит несколько заданий из книги. Благодаря ярким иллюстрациям и интерактивному формату ребенок не будет уставать и с пользой проведет время.

Логика

К первому классу у ребенка должен быть определенный уровень памяти, мышления, внимания. Он должен уметь:

  • сочинять небольшие истории;
  • выполнять задания по образцу;
  • запоминать картинки;
  • находить лишние предметы;
  • отгадывать загадки;
  • группировать предметы по признаку;
  • строить предложения, рассуждать.

Чтобы развить логику и мышление у ребенка, ему нужно давать задания-головоломки. Их можно найти в книге «Логика».

Как вы уже успели заметить, каждую дисциплину «преподают» сказочные учителя. Логику ребенок изучает вместе с Байтиком — умным парнишкой, который мечтает освоить компьютер и Интернет, обезьянкой Бьянкой и попугаем Мартином. Ребенок будет искать отличия между картинками, прокладывать путь через лабиринт, отгадывать загадки на разные темы, считать предметы, угадывать животных по силуэту и многое другое. Логика включает элементы информатики.

Рисование

Пожалуй, рисовать дети любят больше всего. К первому классу ребенок должен:

  • уметь соотносить нарисованные им рисунки с окружающей реальностью;
  • знать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, фиолетовый;
  • научиться рисовать геометрические фигуры, раскрашивать картинки;
  • иметь представление о разных художественных материалах: краски, карандаши, фломастеры.

Книга «Рисование» из комплекта «Школа маленьких академиков» — это настоящее приключение! Задания требуют не только навыков рисования, но и развитого воображения, логики, и даже исследовательского энтузиазма и любопытства! Возможно, ваш малыш уже привык к 6 цветам в палитре красок, но знает ли он, что если смешать синюю и красную краску, получится фиолетовый? Или что красный цвет можно превратить в розовый, алый, пурпурный?

С помощью нашей книги ребенок может развивать воображение, абстрактное мышление и даже расширять кругозор и словарный запас.

Окружающий мир и безопасность

В 1 классе школьника ждут удивительные открытия: он узнает, сколько на планете материков, почему идет дождь, что такое Вселенная и Космос... Однако наверняка ребенок уже задает вам вопросы о мире, которые даже взрослого ставят в тупик.

В возрасте 5-7 лет дети впитывают новую информацию словно губки. Мир, который их окружает, настолько удивителен, что каждый день малыш делает новые открытия.

Книга «Мир вокруг нас» дает ребенку возможность разгадать как можно больше загадок нашей планеты. Он отправится в кругосветное путешествие с волшебником Айкой, встретится с пиратами, по компасу найдет верный путь и побывает в Африке!

Но и перед кругосветным путешествием, и перед походом в школу ребенок всегда должен помнить о безопасности.

Наверняка вы волнуетесь, как ребенок доберется до школы и будет переходить дорогу, и на первых порах будете его провожать. Однако опасности подстерегают даже дома: случайно найденные спички, опрокинутая во время игры на кухне горячая кастрюля, открытое окно... О том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях и вообще в них не попадать, ребенку объяснит книга «Как не попасть в беду». Благодаря интересным заданиям и наглядным иллюстрациям ребенок увидит, а главное — запомнит, как избежать опасностей дома и на улице.

В конце обучения ребенок получает диплом об окончании Школы маленьких академиков — первый в жизни документ об образовании! Такая награда стимулирует ребенка на дальнейшее обучение.

Мы рассказали, какими знаниями должен обладать будущий первоклассник и как его подготовить к школе с помощью комплекта «Школа маленьких академиков». Это лишь один из примеров. Для занятий с малышом вы можете использовать другие пособия или вообще разработать свою собственную программу.

Правильная подготовка к школе детей – залог их будущей отличной учебы. Необходимо, чтобы до начала обучения ребенком были освоены основы правописания, математика (начальный этап), чтение.

Широкий кругозор и навыки общения со сверстниками будут способствовать его авторитету среди сверстников и педагогов.

Такая подготовка позволит малышу увереннее чувствовать себя в новой обстановке , легче войти в режим повышенных учебных нагрузок.

По ФГОС предусматривается, когда записываться в школу, ребенок должен овладеть базовыми навыками при подготовке к новому учебному году.

Обеспечивается следующая подготовленность:

  • Интеллектуальная.
  • Психологическая.
  • Социальная.
  • Мотивационная.
  • Физическая.

Полезен будет развивающий кружок. Родителям вовсе не нужно иметь специальное образование, важно усвоить основные правила.

Занятия для дошкольников будут эффективными при установлении жесткого распорядка дня. Чтобы подготовить ребенка к учебной дисциплине, важно заблаговременно выработать у него привычку к режиму учебы и отдыха.

Это позволит правильно распределить необходимое время для занятий, домашней подготовки, отдыха.

Важно , насколько правильно подобраны упражнения для развития базовых навыков, требующихся для учебного процесса.

Развивающие задания для ребенка перед новым учебным годом

Не забывайте, что ребенок успешнее освоит новые знания, преподнесенные в виде игры. Развитие моторики.

Помочь укрепить навыки письма помогут следующие задания:

  • Выполнение карандашной штриховки в тетради под разными углами.
  • Заполнение прописи.
  • Рисунки с использованием карандашей, фломастеров, акварельных красок.
  • Процесс лепки фигурок из пластилина.
  • Вырезание ножницами бумажных силуэтов.
  • Аппликации.
  • Игра с мозаикой или конструктором.
  • Самостоятельное завязывание шнурков.

Для развития памяти будет полезно:

  • Попросить малыша пересказать прочитанный рассказ.
  • Перечислить вечером увиденное за день.
  • Рассказать о просмотренных телепрограммах или мультфильмах.
  • Нарисовать увиденный до этого предмет или описать его словесно.

Развить внимательность помогут следующие упражнения:

  1. Совместный поиск в комнате предметов , название которых начинается с одной буквы – кто первый справится с заданием.
  2. Если взрослый занят делом – в процессе работы можно, рассказывая сказку, попросить ребенка хлопать в ладоши, когда произносится слово на определенную букву или при упоминании животных.
  3. Предложите малышу заниматься двумя делами одновременно , например, лепить и пересказывать сказку.

Помимо развития перечисленных навыков важно подготовить ребенка к школе психологически. Он должен быть готов к общению со сверстниками и учителями, еще находясь в детском саду.

Приведем некоторые советы родителям, которые могут помочь при начальной подготовке будущих первоклассников в домашних условиях:

  1. Не нужно чрезмерно перегружать малыша, чтобы не утратить заинтересованности к занятиям.
  2. Установленный режим дня должен соответствовать будущей учебе.
  3. Не забывайте об игровой форме занятий.
  4. Разнообразьте подготовительный процесс.
  5. Ребенок должен регулярно находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
  6. Правильно подготовьте рабочее место, чтобы обеспечивалось достаточное освещение, необходимая высота стола и стула.
  7. Оказать помощь в подготовке способны развивающие компьютерные игры.
  8. Развить моторику движений поможет, если ребенок одновременно будет проходить музыкальную подготовку.

Если затрудняетесь с выбором упражнений, обратитесь к интернету – там предлагаются различные пособия.

Подготовленные на их основе конспекты будут полезны . Может оказать помощь опытный педагог.

Если у малыша проблемы с произношением некоторых звуков может быть полезным логопед.

Правильная индивидуальная подготовка малыша окажется неоценимой для предстоящего учебного процесса.

Подготовка к школе: программы и упражнения

Приведем некоторые упражнения для подготовки дошкольника. Как тренировка зрительной памяти. Расположите в один ряд 6 игральных карт.

Попросите малыша запомнить их расположение и отвернуться. Поменяйте местами две из них, и пусть он укажет, расположение которых карт изменилось.

Упражнение повторяйте несколько раз , постепенно увеличивая число карт, можно их расположить в несколько рядов.

№ упражнения Продолжительность Занятие Что достигается Что потребуется
1 Полчаса
  1. Игра в кубики.
  2. Волшебные окошки
  1. Правильное восприятие цветовых оттенков и размеров.
  2. Определение формы фигур, различение цветов и величины предметов
  1. Кубики.
  2. Карточки разных цветов
2 Полчаса
  1. Сказочные семена.
  2. Волшебный попугай
  1. Тренировка зрительной памяти, внимательности.
  2. Развитие слуховой памяти, внимательности
  1. Карты с изображенными фруктами, овощами и семенами.
  2. Слоговый набор
3 Полчаса
  1. Сказочные иллюстрации.
  2. Зайка
  1. Развитие правильного восприятия и умения составить рассказ по одному изображению.
  2. Развития навыков письма
  1. Серия разрезанных сюжетных картинок.
  2. Рисунок зайки с домиком, карандаш

Рассмотрим, в чем заключаются упражнения:

1. Кубики .

Выбираем самый большой и маленький кубики. Подсчитываем их общее количество, в том числе и в обратную сторону. Считаем количество кубиков определенного цвета и размера. Складываем из кубиков разные фигуры.

2. Волшебные окошки .

Понадобится 12 карточек основных цветов и оттенков, 5 фигурок разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной и так далее.

Предполагается, что волшебником построены чудесные окошки разной формы и цвета . Предложите описать некоторые из них и выбрать наиболее понравившиеся.

3. Сказочные семена .

Понадобится 9 карточек с нарисованными фруктами, овощами и их семенами. Сильный ветер смешал разложенные семена и плоды.

Требуется упорядочить их размещение. Незаметно убрав одну из карточек, предложите определить пропажу.

4. Волшебный попугай .

Предложите малышу почувствовать себя волшебным попугаем, способным перечислять по памяти различные фразы.

Называйте несколько слогов, ребенок должен их повторить в той же последовательности. Назовите несколько слов и попросите малыша повторить в аналогичном порядке.

5. Сказочные иллюстрации .

Понадобится:

  • Три карточки с рисунками: одна разделенная надвое, вторая – на четыре фрагмента, третья – на шесть.
  • 3-4 изображения различных сюжетов.
  1. Имеются волшебные изображения , которые постоянно путаются. Необходимо их правильно сложить, по степени возрастания сложности: начиная с разделенной на 2 части и заканчивая – на 6.
  2. Другие картинки целые , но их нужно упорядочить по ходу развития сюжета. Попросите пересказать возможный сюжет сказки.

6. Зайка .

На рисунке изображен зайка и его домик. Между ними – извилистая тропинка. Чтобы помочь зайке вернуться домой, нужно, не отрывая карандаша, провести линию по центру тропинки, не пересекая ее границы.

Предлагаемый комплекс упражнений – далеко не единственный возможный, но он поможет ребенку освоить необходимые навыки и подготовиться к школе. Все зависит от вашей фантазии и желания.

Статьи по теме