Игровые приемы развития моторики у детей. Развитие мелкой моторики у детей: видео

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Для каждого детского возраста свои упражнения

Развитие мелкой моторики должно начинаться как можно раньше, с самого раннего возраста. Пока ваш малыш еще грудничок, ему необходимо делать массаж ручек и пальчиков. Таким образом вы будете оказывать действие на те точки, которые непосредственно имеют связь с головным мозгом. Ваш малыш уже раннего и младшего дошкольного возраста, значит необходимо делать абсолютно простые упражнения. Сопровождайте упражнения веселыми стишками. Так для ваших детей будет намного интереснее. Мелкая моторика развивается при обучение малыша застегиванию и расстегиванию пуговиц, при завязывании шнурков. Когда ваш ребенок достигнет уже более старшего возраста, развитие мелкой моторики должно быть самым важным шагом для того, чтобы подготовить детей к походу в школу. Главным навыком является подготовка рук к письму.

Развить мелкую моторику рук и пальцев детей очень важно. В коре нашего головного мозга есть центры, которые отвечают за разные навыки. И центры, которые отвечают за мелкую моторику рук и пальцев находятся очень близко к другим центрам. Например, к центрам, отвечающим за речь детей. Таким образом при активации определенных центров вы задействуете и соседние центры.

Поэтому родители детей должны четко понимать важность таких упражнений.

7 упражнений для развития мелкой моторики


Обязательно позволяйте трогать и рассматривать свои руки. Играйте с детьми в пальчиковые игры сопровождая их забавными считалками. Пусть малыш учится вдевать шнурки через дырочки на своих детских ботиночках. Помогайте ему проходить эти шаги. Желание детей быть как взрослые поможет ему развивать сосредоточенность.

Развитие мелкой моторики должно стоять на первом месте. Поскольку у многих детей наблюдается сильное отставание в развитие, как следствие.

К 4-5 годам ребенок должен уметь завязывать шнурки, лепить из пластилина сложные фигуры. К 6 годам малыш уже должен самостоятельно пришить пуговицу. Пальчики должны с уверенностью удерживать карандаш или ручку и уже уметь что-то писать.

Развиваем общую моторику

Упражнения позволяют повысить энергию ваших детей. Шаги помогают изучить собственное тело и повысить чувствительность пальцев рук.

  1. Делаем массаж ушей. Пусть ребенок зажмет мочку своего уха двумя пальцами и постепенно массирует ее. Двигаться при этом нужно снизу вверх и в обратном направлении.
  2. Массаж своих пальчиков. Пальцами одной руки делать массаж каждого пальчика и ладошки.
  3. Делаем массаж головы. Пальцы рук слегка согнуть и поглаживать себя по головке нежными массажными движениями. Начинать от макушки до ушей.
  4. Положите ребенка на спину и вытяните руки вверх. Теперь по очередности называйте часть тела (рука, нога, голова), а ребенок должен поднимать вверх то, что вы называете. Лучше будет, если эти шаги вы будете проходить вместе.
  5. Сжать ручки в кулачки и разжать. Затем, согнуть ручки в локтях, разомкнуть. Повторять упражнение постоянно повторяя темп.

Развитие крупной моторики

Такие упражнения позволяют развивать сенсорику, ощущать рамки своего тела и учится управлять им.

  1. Лечь на спину. Ноги сомкнуть вместе, руки вытянуть вверх. Сделать перекат в левую сторону, затем вернуться в исходное положение и перекатиться в правую сторону.
  2. Остаться в положении лежа на спине. Поднять ноги и обхватить их руками. Отпустить. Сделать несколько повторений. Следите за тем, чтобы у ребенка не было резких движений и не было сильных ударов при возврате в исходное положение.
  3. Также лежа на спине поднять сначала левую руку и попробовать написать в воздухе небольшое предложение. Затем тоже другой рукой.
  4. Для следующего упражнения нам понадобится доска и мел. Если у вас нет их под рукой, то можно использовать лист бумаги и карандаши. Дайте ребенку мел или карандаши в обе руки. Малыш должен пробовать написать что-то одновременно обеими руками.
  5. Возьмите несколько мелких и разных предметов. Ребенок должен закрыть глаза. Положите один или несколько предметов в руку вашего малыша. Малыш должен сжать руку и угадать количество и форму предметов. Затем смените предметы и их количество. Чередуйте руки.
  6. Принять положение сидя на полу. Начинать сгибать и разгибать колени. Затем делать это нужно чередуя ноги и снова вместе. Отводить каждую ножку по очереди назад.

Инструкция

Существуют три основных типа нарушений мелкой моторики рук :- нарушение подачи сигнала на выполнение действия - это может быть следствием органического поражения коры , черепно-мозговой травмы;
- нарушение передачи сигнала как следствие болезни Паркинсона, шейного или постинсультного состояния;
- нарушение приема и выполнения сигнала – причиной тому могут стать ДЦП, ангионевроз или травма , недостаточное развитие моторики с детства.

Для того чтобы восстановить и развить моторику рук после инсульта, показаны контрастные ванночки и сосудорасширяющие средства, например, инъекции никотиновой кислоты внутримышечно. Если причиной нарушения стал шейный , назначается массаж шейного отдела позвоночника. Во всех случаях очень массаж рук , особенно кистей и пальцев – он помогает скорейшему восстановлению моторики.

После лечения для полной реабилитации потребуются длительные тренировки. Специалисты советуют те же способы, которые применяются для того, чтобы развить моторику рук . Начинайте с лепки из глины, пластилина, теста. Это очень эффективный способ тренировки, потому что задействованы все пальцы и кисти рук . Важно менять пластичные материалы, чтобы вы научились четко различать их на ощупь.

Для этой же цели выпускаются различные виды кистевых массажеров с гладкой, шероховатой или игольчатой поверхностью. Разминая упругий шершавый массажер в рук е, вы одновременно тренируете пальцы и получаете массаж ладоней.

Очень хороший способ моторики – различные виды рук оделия, например, вязание или бисероплетение. Конечно, они требуют выдержки и терпения, зато и результат будет двойным – здоровые ловкие пальцы и красивое полезное изделие, которое вы изготовили сами.Восстановление и развитие моторики требует времени и терпения, однако ваше здоровье, несомненно, стоит усилий, затраченных на это.

Связанная статья

Источники:

  • как взрослому развить мелкую моторику пальцев

Речевая моторика и движения организма имеют принципиально одинаковые механизмы, именно поэтому развитие тонкой материки рук сильно влияет на развитие речи ребенка в будущем. Что такое гимнастика для пальчиков и почем она так необходима?

Учеными выявлено, что дети страдающие задержкой речевого имеют плохую координацию мелкой моторики пальцев рук, последствием, в некоторых случаях может являться дисграфия, или нарушение письма. Именно поэтому развивать мелкую моторику необходимо с раннего возраста для того, чтобы подготовить фундамент для развития речи.

Одно из направлений в развитии мелкой моторики это пассивная , . Безусловно, лучше если технику такого массажа вы подсмотрите у массажиста, но некоторые приемы просты и не требуют специальной подготовки.

Развивать мелкую моторику поможет массаж, выполненный рукой (другая рука поддерживает конечность), длительность 5 минут, необходимо несколько раз в день. Во массажа используются следующие движения: поглаживание в разных направлениях, растирание, вибрация, применение твердого мячика (им совершаются движения от центра ладони до кончиков пальцев) и сгибание - разгибание пальцев.

Не менее эффективной считается активная гимнастика (возраст от 2 ). Активная гимнастика подразумевает под собой различные игры, направленные на развитие моторики. Ребенку дают в руку разные по форме и фактуре предметы. Цель: удержать предметы в некоторое время. И этим взрослый должен комментировать предметы: «это шарик гладкий», «это ежик колючий» и т. д. Для старше 9 месяцев занятными будут игры с матрешкой, пирамидки, пересыпание песка из плошки в плошку, перекладывание различных предметов из одной емкости в другую.

Источники:

  • как развивать моторику через массаж

Совет 3: Почему развитие мелкой моторики имеет большое значение

Ребенок постепенно познает окружающий мир. Он учится сидеть, вставать, ходить, а также управлять своими руками: брать различные предметы, застегивать пуговицы, шнуровать обувь, писать и рисовать. Эти действия выполняются за счет мелкой моторики рук, а от степени ее развития зависит многое.

Мелкая моторика – это точные и мелкие движения кистей и пальцев рук, регулируемые совместным действием нервной, костной и мышечной систем организма. Ее развитие начинается с младенческого возраста на базе общей моторики: хватательных движений, перекладывания предметов из одной руки в другую и т.д., это происходит естественным образом, но процессу необходимо содействовать.

Специалисты установили тесную связь между мелкой моторикой и малыша, его воображением, памятью, координацией и вниманием. Мозговые центры человека, отвечающие за движение пальцев и речь, расположены очень близко друг к другу, поэтому при формировании мелкой моторики активизируются и соседние отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект и стимулируется как физическое, так и умственное развитие ребенка. Родители должны осознавать важность и необходимость игр на развитие мелкой моторики и уделять им достаточно времени.

Упражнения на формирование координации движений пальцев рук просты и не требуют особых затрат. Малышам в возрасте до 1 года необходимо массировать пальчики, играть в «Сороку-белобоку», «Козу рогатую» и «Ладушки», им нужны разнообразные развивающие игрушки: пирамидки, матрешки, колечки, кубики. Дети постарше с удовольствием и пользой могут играть с конструкторами из мелких деталей, собирать мозаику и пазлы, рисовать, заниматься лепкой из пластилина, вырезать фигурки из бумаги и делать аппликации. Кроме того, мелкую моторику помогают развивать бытовые навыки и умения: самостоятельная шнуровка ботинок, застегивание пуговиц, завязывание узлов, сбор ягод, помощь родителям в приготовлении пельменей и вареников и даже элементарное мытье рук с мылом.

Развитие мелкой моторики способствует формированию зрительно-двигательной координации и восприятия окружающего мира, внимания, памяти. Она влияет на формирование графических навыков (письмо, рисование, черчение), связанной и выразительной речи, богатого словарного запаса и интеллекта в целом. Уже к начальной школе ребенок сможет научиться читать, писать, считать в дальнейшем совершенствовать эти умения, а в будущем ему будут легче даваться точные науки и работа, требующая особой внимательности.

Видео по теме

Связанная статья

Совет 4: Что такое моторика и для чего ее развивать у маленьких детей

Под моторикой понимают совокупность движений человека. Она подразделяется на крупную и мелкую. Правильное развитие моторики ведет к лучшему усвоению и познанию окружающего мира. А, следовательно, верному и полноценному развитию детей, которое ведет к успешной жизни в будущем.

Наша жизнь состоит из различных действий. Весь процесс развития и познания ребенка выражается движением. С самого рождения малышу нужно многому научиться и узнать, поэтому дети очень активны. Познание окружающего мира для наилучшего и правильного развития ребенка происходит при помощи двигательной активности. Малышу необходимо научиться непросто видеть и смотреть на предметы, но и выделять какие-то важные вещи, слышать взрослых и руководствоваться их советами и рекомендациями. Далее, следует рассмотреть понятие моторики.

Определение моторики

Итак, разберемся что же такое моторика.
В большом психологическом словаре, составителями которого являются, В. Зинченко под моторикой понимается вся сфера двигательных функций. В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика – это двигательная активность человека. Ефремова рассматривает моторику, как комплекс различных движений, с которыми связаны с различными физиологическими и психологическими проявлениями. Итак, моторика – это движение. А без движения, как известно, не предоставляется возможным развиваться в полной мере и с различных сторон.

Виды моторики

Моторику разделяют на два вида: крупную и мелкую. Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия руками, ногами, телом. Дает возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить. На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика. Она служит совершенствованию возможности осуществлять четкие и верные движения, которые помогают работать с маленькими предметами. Обычно такую моторику развивают позднее.

Значение моторики

Развитие моторики процесс долгий и нелегкий. Ее совершенствование помогает ребенку лучше знакомится и познавать мир. Для развития используют различные простые упражнения, которые не только развивают и улучшают детскую моторику, но и расслабляют многие мышцы организма. Разнообразные движения малыша в своем сочетании предопределяет правильное развитие мышления, речи, вычисления, чтения. При совершенствовании мелкой моторики улучшается логика, сообразительность. Развить мелкую моторику помогают игры, в которых принимают участие руки. Например, это могут быть конструкторы, пальчиковое рисование и др. Отсюда следует, что развитие моторики необходимо для гармоничного и верного развития ребенка. Родители должны уделять своим детям много внимания и заниматься с ними. Необходимо расширять их кругозор, показывать окружающий мир, развивать таланты и способности ребенка. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что становление крупной и мелкой моторики очень важно для полноценного существования и изучения окружающего мира ребенка.

Видео по теме

Источники:

  • моторика
  • развитие моторики
  • для чего нужно развитие моторики

Что такое мелкая моторика пальцев рук ? Так учёные называют движения мелких мышц кистей рук и пальцев и считают, что совершенствование этих движений улучшает внимание, память, координацию и речь. По крайней мере, у детей. Мы, взрослые, в лего играем не часто, а из пластилина лепим и того реже, но мелкая моторика и нам нужна. Потому что разминка, помогающая избавиться от усталости в пальцах, возвращает рукам молодость, пальцы от упражнений приобретают изящную форму, а кожа, благодаря улучшению кровообращения, становится более упругой и морщин на ней появляется меньше.

Если делать регулярно, хотя бы раз в день, сделав минутный перерыв во время работы, отложив ручку или отодвинув клавиатуру компьютера в сторону, будете чувствовать себя бодрым и энергичным обладателем гибких и красивых пальцев. Рукам надо уделять не меньше внимания, чем всему остальному… А недавно обнаружили, что у тех, кто работает пальцами, ногти быстрее растут.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №1. «Пальцы вместе»

Это упражнение-рекордсмен в борьбе с морщинками в областях суставов пальцев, а ещё хорошая растяжка для рук, которые занимаются монотонной работой.

Поставьте локти на стол, сложите пальцы на показано на фото. А теперь разводите напряжённые пальцы в стороны как можно дальше, не отнимая одной руки от другой. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №2. «Вопрос ребром»

То есть никаких вопросов ребром мы не ставим. Напротив, мы стараемся уменьшить напряжение в кистях рук и пальцев, а заодно успокоиться.

Одна рука расположена горизонтально ладонью вверх. Легонько постукиваем по ней ребром другой ладони в течение 30 секунд. Пальцы вернхей руки держим расслабленными. Меняем руки и массируем фаланги пальцев ещё полминуты.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №3. «Вот-поворот»

А теперь упражнение, которое помогает укрепить суставы и мышцы запястий . Особенно полезным оно будет для тех, чьи руки работают в положении навесу, например над клавиатурой компьютера.

Сложите руки в замок и, сгибая их в кистях, начните не спеша вращать ими по кругу сначала по, а затем против часовой стрелки. Можете менять ритм и вращать то медленнее, то быстрее в течение минуты.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №4. «Гибкость – 90 градусов»

Сложите руки как показано на картинке, расположив их горизонтально на уровне груди. Упритесь ладонью правой руки в тыльную сторону левой кисти и толкайте, но не очень сильно. Поменяйте руки. Повторите 5 раз. Упражнение тренирует и растягивает мышцы и связки запястья, и, кстати, укрепляет мышцы груди.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №5. «На подушечках»

Используем рабочий стол в качестве тренажёра, не вставая с места. Возьмитесь за крышку стола и, уперевшись подушечками пальцев в нижнюю поверхность столешницы, пытайтесь поднять стол. Грудные мышцы не включайте, а то можете его нечаянно опрокинуть… Повторите 5 раз.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №6. «Ручная гребёнка»

Пальцы одной руки выпрямлены и разведены, пальцы другой – согнуты в положении «гребёнка». Ставим руки на стол и согнутыми пальцами одной руки делаем «расчёсывающие» движения от кончиков до основания выпрямленных пальцев другой. Это хороший массаж, улучшающий кровообращение и предотвращающий отложение солей. Сделайте 10-12 движений вверх-вниз и поменяйте положение рук.

Вот эти не сложные упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук осилит каждый, делайте их регулярно, чтобы добиться желаемого эффекта. Будьте здоровы!!!

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки , надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 - 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

Рыбка

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.

  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

Игры с предметами

Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

Игры с песком и сыпучими веществами

Детям можно предлагать такие задания:

  • пересыпать песок из одной емкости в другую;
  • отсыпать песок мерной ложкой;
  • просевать песок через сито;
  • рисование пальцами по песку;
  • лепка из мокрого песка;
  • поиск в песке зарытых мелких предметов.

Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

Игры с крупами и семенами

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

взять на векторе

Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Игры с веревочками

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

Игры с бумагой

Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

  • сминание и разглаживание листа бумаги;
  • складывание оригами.

Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Игры с прищепками

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

  • приделать ежу иголки;
  • добавить лучики солнышку;
  • сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

  • посчитать примеры;
  • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
  • указать нужную букву.

Игры со спичками

Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

  • перекладывание со стопки в стопку;
  • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
  • складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение . Почему?

Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка . Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Развитие мелкой моторики у детей - это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковый тренинг

Простые

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Комплексы упражнений (потешки)

  1. "Дружба"

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
"Раз, два, три, четыре, пять".
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
"Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать".
Руки вниз, встряхнуть кистями.

  1. "Прогулка"

При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые - догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики - бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые - пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.

  1. " Человечки"

Побежали вдоль реки.
движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю
Дети наперегонки.
Повторить несколько раз.

  1. "В гости"

В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.

  1. "Ну-ка, братцы, за работу!"

"Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова нарубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить,
А тебе - обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять".

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

  1. " Алые цветки"

"Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают".

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

  1. " Апельсин"

"Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!"

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

  1. "Прятки"

"В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали".

Сжимание и разжимание пальцев рук.

Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
  9. Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме. Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:
  10. " Резиночка" . Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  11. " Каляки-маляки ". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
  12. " Солнышко улыбается" . Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.
  13. " Мозаика ". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто "мужскими" играми.
  14. Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.
  15. Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями. Например:
  16. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку".
  17. Берем решетку для раковины, которая состоит из множества "ячеек". Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят".
  18. Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать).
  19. Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски.
  20. Лепить можно из пластилина, а можно - из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные "комки", потом - простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.
  21. В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному "не хочу, не буду". Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  1. Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп)
  2. Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
  3. Кухонная утварь
  4. Различные емкости, пузырьки, коробочки
  5. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
  6. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
  7. Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)
  8. Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  1. Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
  2. Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.
  4. Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
  5. Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
  6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение ) .
  8. Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
  9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  13. Перелистывать страницы книги.
  14. Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  3. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  4. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  5. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  6. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  7. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  8. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  9. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  10. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  11. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

  1. рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
  2. раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  3. вырезать крупные многоугольные фигуры;
  4. лепить из пластилина мелкие детали;
  5. застегивать и расстегивать пуговицы;
  6. одеваться и обуваться;
  7. шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
  8. наливать в чашку молоко из пакета;
  9. умываться и чистить зубы.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!


Статьи по теме