Во сколько ребенок начинает ползать, и как его этому научить. Малыш, когда ползать будем? Можно ли научить ребенка ползать

Ползание – самый первый и наиболее приемлемый способ передвижения ребенка до года.Перемещение на четырех точках опоры готовит малыша к прямохождению, тренирует и укрепляет мышцы, которые в будущем примут участие при ходьбе. Чтобы двигаться в пространстве ползком, кроха учится находить баланс между частями тела, держать равновесие и координировать движения. Доказано, что ползание позитивно влияет на развитие связей между правым и левым полушариями головного мозга.

Когда малыш начинает ползти, он буквально становится хозяином своего маленького мира! Дети, которые уже умеют ползать больше не беспомощные существа. Ему не надо плакать и кричать в надежде, что родители поймут его желания и потребности. Хочется добраться до интересующего предмета – встал на четвереньки и собственными усилиями дополз до него. Мама скрылась в зловещем дверном проеме? Малышу достаточно поползти вслед за ней. Ползая, ребенок удовлетворяет свой познавательный интерес, самостоятельно осваивает окружающий мир, а это – значительный толчок в его психоэмоциональном развитии.

Научившись ползать, малыш становится менее зависимым от мамы. По мнению психологов, дети, которые успешно освоили этот вид передвижения, обретают уверенность в себе и не так страшатся принимать самостоятельные решения.

Нельзя не упомянуть о пользе ползания и для мамы «ползунка»: когда кроха начинает ползать, этим занятием он может быть увлечен достаточно долго и у мамы появляется долгожданное время для отдыха.

Когда дети начинают ползать

По мнению педиатров и детских психологов, каждый ребенок развивается индивидуальными темпами. Так называемые нормальные сроки, когда дети должны начинать ползать, весьма условны. Один малыш начинает опираться на руки и колени уже в четыре месяца, а в пять делает первые попытки ползти. Другой осваивает данную деятельность во втором полугодии жизни, уже после того, как научился сидеть и стоять. Тем не менее, педиатрическая практика говорит о том, что в среднем ребенок начинает ползать в 6-10 месяцев.

Некоторые дети минуют этап передвижения на четвереньках, осваивая в 5-11 месяцев сидение, стояние и хождение. При этом родители считают, что их чада развиваются совершенно нормально. Но пользу ползания нельзя недооценивать. Если ребенок пропустит его, скорее всего, его плечевой пояс будет формироваться не так быстро, а мышечный корсет будет еще не достаточно крепким для того, чтобы разгружать позвоночник при ходьбе.

Если мама и папа хотят позаботиться о здоровье спины малыша и подтолкнуть его к дальнейшему физическому и психомоторному развитию, они должны стимулировать ползание и учить ребенка этому.

Нужно ли учить ребенка ползать

Сегодня педиатры всего мира призывают отказаться от ранней вертикализации ребенка до года. Так и небезызвестный доктор О. Комаровский, мнение которого авторитетно для многих родителей, считает неприемлемым применять ходунки, прыгунки и прочие приспособления, призванные учить кроху стоять и ходить раньше времени. В то же время он приводит веские аргументы в пользу ползания. А на вопрос: «Сколько месяцев должно быть малышу, чтобы начинать учить его ползать?», он отвечает, что это нужно делать с рождения.

Перед тем, как научить ребенка ползать, родители должны ненавязчиво заложить у него навыки пространственной ориентации, вызвать у крохи познавательный интерес и желание ползти. Укрепят мускулатуру ребенка и научат его управлять своим телом специальные упражнения, занятия в воде и массаж..

Как научить малыша ползать на четвереньках

Если малышу исполнилось 5-6 месяцев, а он еще не предпринял попытки к ползанию, этот навык следует простимулировать.

Перед тем, как научить ребенка ползать на четвереньках, необходимо предоставить ему свободу и открытое пространство. Соблюдая требования безопасности, кроху следует «выпустить» из манежа или детской кроватки. Наверняка, он уже умеет поднимать голову и плечи. Осмотревшись вокруг, он увидит, сколько всего интересного и необычного есть в комнате, и захочет попробовать добыть заветные предметы самостоятельно.

Поощрить ползание можно также, предложив малышу дотянуться до любимой игрушки, отодвигая ее с каждым разом дальше.

Если родители начали учить своего карапуза ползать, можно привести ему пример того, как легко и интересно это делать. Для этого мама и папа сами могут вспомнить детство и опуститься на четвереньки, или же пригласить в гости семью с ребенком, который на несколько месяцев старше их малыша.

Упражнения, стимулирующие ползание

Развитие ребенка, который не пополз в шесть месяцев и старше, часто беспокоит мам и пап. В данном случае во время ежедневной зарядки рекомендуется выполнять с карапузом специальные упражнения.

  1. Для того чтобы малышу было легко передвигаться на четвереньках, необходимо укрепить мышцы плечевого пояса и верхних конечностей. Для этого подходят упражнения на сгибание рук в локтях и их разведение в плечевых суставах. Если ребенку исполнилось шесть месяцев, и у него нет серьезных нарушения по ортопедической и неврологической части, то можно делать так называемую «тачку»: из позы на руках и коленях кроху аккуратно приподнимают за ножки, после чего он непроизвольно делает шагательные движения руками. Другое упражнение из той же исходной позы: чуть выше личика стоящего на четвереньках ребенка удерживают погремушку и предлагают ему достать ее.
  2. Укрепить мышцы спины и живота, задействованные при ползании, помогут занятия на фитболе.
  3. Если ребенок чувствует себя комфортно в положении на четвереньках, но он еще не понял, как переставлять ноги, сколько бы самостоятельных попыток он не принимал, надо научить его это делать. Из подушки и плотного полотенца формируют валик, на который малыш опирается локтями, колени ребенка находятся на полу. Далее, валик медленно двигают вперед, вынуждая малютку перемещаться за ним, переставляя ножки. Научить кроху переставлять ручки поможет все то же упражнение – «тачка».

Еще одним толчком к ползанию может стать общеукрепляющий массаж с упором на мышцы верхних и нижних конечностей. Лучше доверить карапуза профессиональному детскому массажисту, тогда кроха, скорее всего, поползет уже после курса в 7-10 сеансов. Помогают научить ребенка ползать также грудничковое плавание и детская аквагимнастика.

Индивидуальный комплекс упражнений на развитие у грудничка навыка ползать оговаривается с педиатром.

В заключение

Сколько бы сил и времени не потратили родители, чтобы научить малыша ползать, сколько бы месяцев не прошло, они должны запастись терпением. Даже если эти занятия с ребенком так и не помогли ему понять, как двигаться ползком, они не были напрасными. Даже если ребенок минует стадию ползания, он будет более подготовленным к прямохождению, чем тот, у кого данный навык не стимулировался.

Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до . Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Как научить ребёнка ползать?

Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.

Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.

Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.

Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.

Помочь научиться ползать малышу можно, если:

  • скрещивать ручки на уровне груди;
  • сгибать и разгибать ножки;
  • поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
  • поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
  • поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
  • присаживать ненадолго;
  • поднимать выпрямленные ножки;
  • приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.

Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.

Совместное ползание

Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?

Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.

Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.

Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.

Наглядный пример

Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.

Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.

Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.

Ползание с пелёнок

На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».

Как выглядит этот тренажёр для ползания?

  • жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
  • приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
  • новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.

Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.

Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.

Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.

Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.

Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.

«Достань погремушку»

Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.

Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.

Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.

«Лежание на валике»

Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.

Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.

«Стояние на четвереньках»

Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.

В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.

Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.

Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.

С этой целью советуют:

  • прижать ребёнка спинкой к своему животу;
  • одной рукой обхватить его подмышками;
  • второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.

Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.

«Переставляй ножки»

Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.

Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.

«Переставляй ручки»

Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.

Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.

«Ползание на четвереньках»

Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Специальные кубики с буквами, геометрические фигуры медленно, но верно заполоняют дом. Кроху торжественно вытаскивают для развивающих занятий из манежа или кроватки, а потом водворяют обратно. Между тем есть одно, предусмотренное самой природой и весьма развивающее занятие, о котором нередко забывают. Речь идет о ползанье.

Именно в процессе ползанья у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее в свою очередь будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и умение узнавать время по часам, и многое другое. Именно с помощью ползанья человек впервые начинает передвигаться в пространстве.

Однако в нашей культуре к ползанью относятся как к чему-то не особенно важному. Обычно мамы хорошо помнят, когда ребенок сел, встал на ножки, пошел, но мало кто помнит, когда он впервые пополз. Да и детская индустрия всячески поддерживает (в прямом смысле слова) «человека прямоходящего»: посмотрите, сколько сейчас выпускается различных моделей ходунков, манежей, вдоль которых малыш при активной поддержке родителей пытается ходить.

Нередко мамы даже немного бравируют тем, что их малыш «проскочил» ползание, якобы перепрыгнув тем самым сразу на более высокую ступень моторного развития. Однако пропуск этого этапа может привести к тому, что впоследствии у ребенка появляются сложности в пространственной ориентации. Он путает право и лево, верх и низ, его рисунок рассыпается на отдельные части, буквы упорно поворачиваются не в ту сторону.

Подросший малыш подчас похож на маленького медвежонка, потому что он то и дело не вписывается в пространство и постоянно что-нибудь задевает. Ему сложно усвоить пространственные предлоги – под, на, позади, впереди, над, у и т.д. Трудно ему ориентироваться и по схемам-картам, даже самым простым. Вполне возможно, все это – отголоски пропущенного в младенчестве ползания.

Половая цивилизация

Глен Доман, известный апологетраннего развития, говорит о том, что существует очень сильная зависимость между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке, на собственных руках, на том расстоянии, с которого мы читаем, пишем, лепим, рисуем.

Поскольку у первобытных народов отсутствуют полы, и их дети лишены возможности ползать, у них не развивается ближнее зрение, а это ведет к отсутствию письменности и цивилизации.

«Покажите нам культуру, -- говорит Доман, -- где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».

А посему, спустив малыша на пол, вы весьма ускорите его интеллектуальное развитие.

Человек ползущий

Ползанье – самый удобный для ребенка способ передвигаться вперед. Оно учит малыша использовать одну часть тела для уравновешивания другой. А это, между прочим, важный стимул для развития головного мозга. Такие движения развивают связи между двумя полушариями, именно от этих связей зависит впоследствии координация движений при беге, игре в мяч, лазанье, письме и т.д.

Кстати сказать, если взрослый человек попробует встать на четвереньки и немного проползти, в большинстве случаев он будет это делать «неправильно». Обычно взрослые выдвигают вперед одновременно руку и ногу, находящиеся на одной стороне, а не разноименные, что гораздо лучше позволяет сохранить равновесие. Насколько же разумна природа и ваш «несмышленый» малыш, который инстинктивно передвигается столь сбалансированным способом!

У ползающего ребенка появляется свобода передвижения. Отныне он может самостоятельно исследовать окружающий мир и гораздо меньше зависит от мамы. Имейте в виду, когда «ползунок» активно исследует окружающее пространство, у его мамы наконец-то становится больше свободного времени.

Можно ли научить ползать?

Конечно. Если ваш семимесячный малыш наотрез отказывается ползать, попытайтесь немного ему помочь. Для этого существуют специальные упражнения. Однако, прежде чем вы ими займетесь, проконсультируйтесь у педиатра или ортопеда. Если у ребенка недоразвиты мышцы или ослаблен мышечно-связочный аппарат (например, в результате рахита), необходимо специальное лечение и массаж. В этом случае ваши слишком рьяные попытки научить кроху ползать могут привести к серьезным травмам связок и мышц. То же самое касается различных травм конечностей. Если у ребенка были переломы, растяжения связок или сильные ушибы, ему может быть больно ползать. В этом случае вам также потребуется помощь ортопеда и массажиста.

Если же врач не находит никакой патологии в развитии вашего чада, стратегия и тактика ваших действий должна быть примерно такой:

1. Предоставьте свободное пространство для ползания! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти.

Однако, прежде, чем вы переселите кроху на пол, подготовьте для него безопасное пространство. Уберите на недоступную высоту предметы бытовой химии, все лекарства, сигареты и пепельницы, все бьющиеся, колющие и режущие предметы, мелкие детали (которые можно проглотить), электрические провода, полиэтиленовые пакеты, комнатные растения. На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки.

Итак, все опасные предметы убраны из поля зрения и досягаемости малыша. Теперь подумаем, как сделать интересным первое путешествие вашего ребенка. Выделите в шкафу полку, с которой он сам сможет доставать игрушки или одежду. Например, моя младшая дочь обожала планомерно вытряхивать ящик комода со своей одеждой, а потом запихивать ее обратно. На кухне, когда вы готовите обед, дайте малышу возможность поиграть с кастрюльками и мисками. Пользовался у нас популярностью и таз с игрушками, которые можно было долго разбирать.

2. Создайте потребность в ползании.

Вот любопытная история, которую рассказал мне знакомый врач-ортопед:

"Однажды меня вызвали для консультации к малышу, который в десять месяцев не ползал и не ходил. Семья жила в большом загородном коттедже, к ребенку были приставлены две няни и гувернантка, которые мгновенно исполняли все его желания. Стоило ему потянуться к какой-либо игрушке, как она тут же вручалась ему. Необходимости что-то сделать самому не было ни малейшей. Я предложил дать мальчику возможность самому дотянуться до интересующих его вещей. Сначала он не понял, почему не срабатывает привычный стереотип, и захныкал, но вскоре успокоился и попытался достать игрушку сам. Через 3 дня он уже ползал вовсю, а через 2 месяца – пошел."

Освоить новый способ передвижения малышу поможет привлекательная игрушка (желательно музыкальная). Сначала поставьте ее на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы ему нужно было лишь чуть-чуть до нее дотянуться. Получилось? Если нет, не сердитесь на малыша, попробуйте еще и еще раз. Когда, наконец, он сможет достигнуть заветной цели, искренне похвалите его. В следующий раз дистанцию можно немного увеличить.

Нередко малыши начинают ползать «гусеничкой» – лежа на животе, они сначала подтягиваются на руках, потом подтаскивают ножки, а потом отталкиваются ногами и преодолевают несколько сантиметров. Это совершенно нормально. Вскоре малыш научится вставать на четвереньки и ползать «классическим способом».

3. Постарайтесь по минимуму использовать манеж и ходунки и дайте ребенку возможность ползать, исследуя пространство квартиры.

Чем больше он будет исследовать в этом возрасте, тем более пытливым и любознательным он будет потом.

4. Наглядный пример нередко срабатывает лучше всего.

К семимесячной Наденьке однажды пришла в гости ее десятимесячная «подружка». Пока мамы весь вечер щебетали на кухне, дети с интересом наблюдали друг за другом. На следующий день Надюша поползла.

Если же у вас нет знакомых ползающих младенцев, используйте личный, не менее вдохновляющий пример – ползайте вместе с малышом!

Упражнения, стимулирующие ползание

  1. Возьмите малыша под мышки и подойдите с ним к краю стола. На краю стола поочередно поставьте на коленку сначала одну ножку, потом другую. Теперь ребенок стоит на краю стола на коленках, а вы продолжаете держать его под мышки. Осторожно наклоняйте его вниз, побуждая опереться на стол руками с раскрытыми ладошками. Теперь малыш стоит на четвереньках. Поддерживая его под животик, немного покачайте его в таком положении.
  2. Снова помогите встать ребенку на четвереньки и покачаться в таком положении, только теперь поддерживайте его под животик не рукой, а свернутой пеленкой или полотенцем. Пеленку пропустите под животиком, а потом возьмите оба ее конца сверху над малышом. В таком положении малыш может передвигать ручками.
  3. Так же можно покачать ребенка на большом мяче, валике или на собственной ноге. Валик можно сделать самим. Для этого сверните тугим «рулетом» подушку, а затем перевяжите ее веревкой. Главное – дать малышу почувствовать положение «на четвереньках».

Так что ползание – это очень важный этап в развитии маленького человека, поскольку в ползании он учится по-новому постигать мир. Помогите своему малышу научиться ползать, и у него появится новый мощный стимул для развития как опорно-двигательной, так и нервной системы.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Физическое развитие детей проходит поэтапно. На пути к взрослению настоящим прорывом считается период, когда ребенок начинает ползать на четвереньках. Врождённый рефлекс познания развивает двигательную активность. Когда в зоне досягаемости рук неизученных секретов не остается, любознательный малыш пытается узнать о других предметах, до которых нужно добраться. Самый удобный для этого способ - встать на четвереньки и доползти. Осваивая новую технику передвижения, кроха начинает ощущать свободу и всю прелесть открывающихся перед ним возможностей. Этот этап развития очень важен и полезен для маленьких деток.

В каком возрасте малыш впервые встает на четвереньки

Ползание на четвереньках - это классика, самый распространённый способ передвижения детей раннего возраста. Малыши очень изобретательны в своём стремлении побыстрее познакомиться с окружающим миром, поэтому перемещение может исполняться по-разному.

Детки ползают так, как им нравится. Обычно всё начинается с неуверенных движений, покачиваний и неизбежных падений. Возможны слёзы и синяки, но любопытство сильнее.

Для заботливых родителей мы специально подготовили статью о том как помочь ребенку научиться ползать , обязательно ее прочтите!

С каждым днём увеличивается дистанция и скорость передвижения. Пытливый малыш уже не ограничивается пространством одной комнаты. Он уверенно движется за мамой на кухню, заглядывает в ванную комнату и с любопытством посматривает на входную дверь, пытаясь понять, что там за пределами коридора. Ребёнком управляет жажда познания, но ни один педиатр не даст точного ответа, когда именно появляется потребность в ползании на четвереньках. В этом вопросе норм и строгих сроков не существует. Всё индивидуально и зависит от разных факторов:

  • особенностей нервной системы;
  • строения опорно-двигательного аппарата;
  • психического развития;
  • телосложения;
  • состояния здоровья;
  • инициативы родителей.

Пик активности познавательной деятельности выпадает на возраст 5–7 месяцев. В этот период многие детки начинают сидеть. Ходить они ещё не умеют, поэтому пытаются передвигаться любыми доступными способами. Благодаря ползанию на четвереньках ребёнок начинает думать и логически размышлять. Он видит цель и соображает, как лучше и быстрее до нее добраться. Ему не интересны уже опробованные способы перемещения. Освоив технику синхронного передвижения рук и ног, кроха понимает, насколько удобней и быстрее могут исполняться его желания.

У некоторых детей желание ползать может появиться на только 10–12 месяце. Подвижный и смышлёный ребёнок осваивает новые движения быстрее, поэтому первые попытки у активных малышей можно заметить в 5 месяцев. В 6–7 месяцев большинство из них уже передвигаются ползком и с удовольствием пользуются удобством перемещения на четвереньках в нужном им направлении.

Маленький ребёнок выбирает максимально удобный для себя стиль передвижения. Он должен ползать самостоятельно, прокладывая маршруты и достигая цели. Не мешайте ему в этом стремлении, не переучивайте и не настаивайте на своих методах.

Важность ползания на четвереньках для маленьких детей

Многие дети предпочитают ползать на четвереньках, а не по-пластунски. Именно этот способ педиатры называют полноценным, самым полезным и сложным. Малыш должен не только синхронно передвигать руки и ноги. Он старательно удерживает свое тело в приподнятом положении, координирует движения и учится держать равновесие. У детей формируются изгибы позвоночника, они учатся распределять нагрузку и управлять направлением. Вместе с этим развиваются интеллект, зрительные навыки и моторика.

Не исключено, что кроха пропустит этап ползания на четвереньках и сразу встанет на ножки. Это не отклонение, но полезный навык желательно не пропустить. Ползая, дети получают новые знания, открывают для себя необычные предметы и осваивают незнакомые пространства. Они тщательно изучают всё, что встречается на пути. Постепенно формируется восприятие себя, как отдельного человека. Кроха привыкает к самостоятельности, учится находить и принимать решения.

Стоит ли беспокоиться если ребенок не ползает на четвереньках

Нежелание передвигаться ползком может быть вызвано отклонениями в развитии, избыточным весом и проблемами со здоровьем. В таких случаях требуется участие лечащего врача. Одной из самых частых причин отказа от ползания является чрезмерная услужливость родителей. Они настолько старательны в своем опекунстве, что у ребёнка просто нет необходимости и возможности проявлять свои способности. При отсутствии интереса рождается обычная лень, а это не самое лучшее качество для успешного будущего.

Выводы

На каком месяце у малыша возникает потребность в перемещении на четвереньках спрогнозировать невозможно. Обычно это возраст 5–12 месяцев. Польза такого способа передвижения очевидна и доказана. Если кроха отказывается ползать и причина не связана со здоровьем, попробуйте научить его. Делайте это правильно. Обычные тренировки эффекта не принесут, встать и поползти малыш должен захотеть, а для этого его надо заинтересовать. Просто создайте комфортные условия, наблюдайте за процессом и ненавязчиво помогайте.

Видео по теме

  • 1859

    Из статьи узнаете во сколько дети начинают ползать на животе, по-пластунски и на четвереньках. Какие упражнения могут помочь быстрее научиться ползать.

    Каждое достижение ребенка – радость для родителей. Важным моментом в развитии малыша является ползание. При обретении данного навыка он начинает активно исследовать окружающую среду. Давайте более детально разберем, когда именно дети начинают ползать, какую пользу это приносит и какие различают этапы ползания.

    Когда ребенок начинает ползать?

    Рефлекс ползания у детей проявляется сразу же после рождения. Проверить это легко – необходимо положить малыша на живот и подставить свои ладони к его пяткам, ребенок легонько отталкивается и продвигается вперед. Эти движения происходят неосознанно, так проявляется врожденный рефлекс. Он полностью исчезает к 3-4 месяцам. С этого возраста начинается следующая стадия подготовки к ползанию. Малютка уже уверенно держит голову и с легкостью делает перевороты со спины на живот.

    В 5-6 месяцев проявляются первые попытки ползать. Но сразу отметим, что развитие каждого ребенка происходит индивидуально. Одни начинает ползать поздно, другие раньше, а кто-то вообще пропускает эту ступень и сразу встает на ноги.

    Формирование двигательной активности детей зависит от следующих факторов:

    • здоровье (наличие перенесенных либо врожденных болезней);
    • характер и темперамент малыша;
    • психологическая погода в семье.

    Этапы ползания

    У каждого малыша своя «манера» ползания. Но специалисты выделяют 3 этапа, через которые ребенок должен пройти, чтобы научиться хорошо ползать. Рассмотрим каждый из них подробнее:

      5-7 месяцев – ползание на животе. Малыш научился самостоятельно переворачиваться на живот и пытается двигаться вперед с помощью рук. Здесь идет интенсивная нагрузка на плечи с локтями. Чаще всего грудничок двигается в сторону либо назад.

      6-8 месяцев – ползание по-пластунски. Малыш вовсю подтягивает ноги и пытается продвинуться. Опираться приходится на ладошки, что значительно облегчает сами движения. Сначала ребенок будет передвигаться задом наперед. По этому поводу переживать не стоит, это нормальное явление. Со временем ползание по-пластунски научит вставать на четвереньки.

      7-9 месяцев – ползание на четвереньках. Когда малютка научиться удерживать свой вес на четвереньках, он начнет переставлять ручки и ножки. Это смотрится как раскачивание. Примерно в 9 месяцев дети уже полностью начинают ползать и активно передвигаться на четвереньках.


    Данные этапы условны, но большинство детей проходят через них. Некоторые детки действуют по «своему», выбирают более удобный способ движения и используют его в течение длительного времени. Активные дети могут пропускать начальные этапы и сразу становиться на четвереньки.

    Значение ползания в детском развитии

    Нельзя недооценивать пользу умения передвигаться ползком. Если ребенок совсем не желает ползать, необходимо обратиться к специалисту.

    Формирование первых признаков самостоятельности происходит именно тогда, когда малыш сам начинает ползать. В это время он чувствует больше свободы и сам решает, чем ему заняться.

    Польза ползания выражается в следующем:

    • тренировка мускулатуры спины и конечностей;
    • развитие опорно-двигательного аппарата и правильное формирование скелета;
    • подготовка к ходьбе;
    • развитие способности ориентироваться;
    • координация движений;
    • участие в становлении нервной системы;
    • улучшение психомоторного развития.

    Умение ползать благоприятно сказывается на работе головного мозга. Устанавливается крепкая взаимосвязь между двумя полушариями. Ребенок, который научился двигаться ползком, имеет творческие зачатки и способности к точным, гуманитарным наукам.

    Неврологи считают, что ползание имеет более важное значение в развитии детской нервной системы, чем ходьба. Кроме того, ползание благоприятно сказывается на речевом развитии.

    Нужно ли учить ребенка ползать?

    Как упоминалось выше, ползание является врожденным рефлексом. Учить малыша ползать не надо. Вполне достаточно делать несложные упражнения и создать нужные условия для того, чтобы ребенок научился ползать самостоятельно. Необходимо лишь наблюдать за своим чадом и направлять его действия в правильное русло.

    Чтобы вызвать у ребенка желание ползать, необходимо делать следующее:

    • чаще выкладывать на пол, расставляя вокруг него яркие и интересные игрушки;
    • подбадривать малыша;
    • показывать ему, как надо ползти (в этом очень хорошо могут помочь старшие детки);
    • делать общеукрепляющий массаж (при наличии проблем со здоровьем лучше воспользоваться услугами детского массажиста);
    • делать легкую гимнастику;
    • носить в правильном положении на руках.

    Не нужно забывать про меры предосторожности. Ребенка стоит класть только на чистый пол, предварительно покрытый покрывалом. Кровать или диван не подойдут. Все острые и маленькие предметы, шнуры и удлинители следует убрать. Также одевать ребенка необходимо в свободную одежду, чтобы движения не были стеснены.

    Более положительные результаты могут принести упражнения для ползания. Они улучшают координацию движений и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Хорошо себя зарекомендовали следующие упражнения:

      Подтягивание на руках. Малыша надо положить на живот. На маленьком расстоянии от его лица надо повесить погремушку. Когда ребенок захочет достать игрушку, будет напрягаться плечевой пояс. Можно использовать развивающие коврики.

      Ходьба на руках. Хорошо развивает мышцы плеча и рук. Необходимо положить малыша на живот на внутреннюю сторону предплечья, его спину при этом нужно придерживать второй рукой. Ребенка следует держать под небольшим наклоном вперед. Он начнет искать опору руками и передвигаться вперед на ладонях.

      Фитбол. Кладем ребенка на него животом вниз. Придерживать надо за подмышки. Мяч легонько покачиваем вперед-назад. Данное упражнение хорошо укрепляет мышцы спины. Упражнения на фитболе для грудничков.

      На пол положить валик либо небольшую подушку. Малыша нужно аккуратно уложить грудкой на подушку, при этом сгибаем его ноги и ставим на пол коленками. Далее надо встать к ребенку лицом и тихонько подтягивать к себе подушку. Он начнет немного переставлять коленками.

    Подведя итог, отметим, что главное в процессе ползания – это желание ребенка. Родителям необходимо всячески поощрять достижения малыша и создавать благоприятные условия для его обучения. Ползание хорошо влияет как на физическое, так и на творческое развитие ребенка. Не говоря уже о том, сколько свободного времени это принесет для мамы. Данный этап развития пропускать не стоит.

Статьи по теме