Как ставить оценку ребенку за технологию. Выставление оценок. Что делать родителям, если учитель занижает оценки намеренно

Как выставляются итоговые оценки за год? Этот вопрос волнует не только самих школьников, но и их родителей. Поговорим о тех нормативных документах, которые используют в своей работе российские педагоги.

Локальные акты

В каждом образовательном учреждении принимается свое Положение, согласно которому ставятся итоговые оценки за год, за четверть. В нем содержится подробная инструкция, которую и используют в своей работе учителя.

Помимо общего Положения, существуют и специальные дополнения и пояснения, по которых выставляются итоговые оценки за год в начальной школе, среднем звене, на старшей ступени обучения.

Инструкция является обязательной для исполнения всеми учителями, которые преподают определенную учебную дисциплину.

За четверть ставятся отметки со второго полугодия во 2 классе по 9 класс включительно. Оценивание школьников на старшей ступени (10-11 класс) проводится только по полугодиям.

Текущее оценивание

Как выставляются оценки за год по полугодиям? Рассмотрим подробно алгоритм действий учителя.

Педагог в процессе проведения учебного занятия осуществляет проверку знаний и навыков у своих воспитанников, выставляет в электронный журнал текущие отметки.

Для каждого вида работы: устного рассказа, письменной контрольной работы, практических опытов, защиты рефератов, в электронном дневнике предусматривается отдельная графа. Еженедельный контроль за текущими отметками осуществляет классный руководитель и родители обучающихся. На итоговые оценки за год не должно влиять поведение детей во время учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Оценивание за полугодие

Отметки, которые выставляет учитель по своему предмету старшеклассникам, должны быть обоснованными и своевременными. За отчетный период у ребенка должно быть выставлено не менее трех оценок для дисциплин, преподаваемых один раз в неделю, и не меньше пяти - по предметам, учебная нагрузка по которым составляет 2 часа в неделю.

Примерно за две недели до завершения полугодия учитель доводит информацию о предварительных отметках до классного руководителя. Выставляются отметки согласно тем срокам, которые указываются в приказе по школе, составляемом руководителем образовательного учреждения.

После введения электронного дневника, педагогу не нужно больше искать средний арифметический показатель, суммируя все отметки ученика, а затем деля полученную цифру на число оценок. В российских школах стал использоваться электронный журнал, в котором эти действия выполняются автоматически. В зависимости от того, за какой вариант ответа была поставлена отметка, она по-разному влияет на суммарный балл. Например, при получении неудовлетворительной отметки за итоговую контрольную работу автоматически снижается средний взвешенный балл за полугодие. И школьник не сможет рассчитывать на выставление «отлично».

Как выставляется оценка за год, если спорная отметка получается по итогам двух полугодий? Этот вопрос подробно объясняется в новых образовательных стандартах.

Если после проведения математических операций получается отметка «3,4», то в таком случае учитель выставляет «удовлетворительно». При получении балла «3,6» ребенок получает отметку «хорошо». ФГОС указывает на округление отметки в сторону ученика, независимо от ступени обучения.

Годовые отметки

Попробуем выяснить, как выставляется оценка за год в школе. Для школьников младшего и среднего звена используют четвертные отметки, которые учитывают при выведении годовой. В старшей школе учитывают оценки за полугодия, на их основе путем вычисления среднего арифметического числа получают конечный результат.

Если получается нецелое число, то в таком случае оценка за год выставляется в пользу ученика. При возникновении спорных ситуаций берутся во внимание все контрольные и проверочные работы. У родителей есть право в письменном виде выразить свое несогласие с отметкой, поставленной его ребенку. В таком случае в образовательном учреждении по приказу директора создается специальная комиссия, которая проверяет правильность действий учителя.

Если педагогом были соблюдены все требования инструкции, принятой в данном образовательном учреждении, родители получают мотивированный письменный ответ, а готовая оценка не меняется. При выявлении комиссией нарушений при выставлении отметки, осуществляется ее корректировка, о чем также уведомляются родители или законные представители школьника.

Итоговые отметки

Помимо четвертных, полугодовых оценок, в выпускных классах выставляются еще и итоговые отметки. Что при этом следует учитывать? Если ребенок не выбирает итоговую аттестацию в девятом классе в 11-м классе) по данной учебной дисциплине, итоговая отметка дублирует годовую оценку.

При выводе итогового результата у ребят, которые сдавали экзамен по предмету, полученная оценка суммируется с годовым баллом, выводится средняя арифметическая величина. Как правильно выставляются оценки за год, а также отметки в аттестат?

Если полученное число имеет нецелое значение, округление осуществляется в пользу ученика.

В спорных ситуациях назначается устная или письменная проверка качества знаний школьника по тому предмету, который стал предметом конфликта. Решение учебной комиссии оформляется в виде специального протокола и является окончательным.

Система оценивания

Многие родители пытаются понять, как выставляются оценки за год. 2 класс предполагает оценивание только со второго полугодия. Освоение учебных дисциплин сопровождается промежуточным контролем, итоговыми аттестациями.

Промежуточная проверка знаний является отдельным элементом оценивания достижений школьников, она не связана с текущей успеваемостью.

Текущий контроль является системной проверкой учебных достижений школьников. Педагог использует его в ходе ведения образовательной деятельности согласно тематическому планированию.

Основным предназначением подобной проверки знаний является контроль уровня образовательных достижений школьников, которые предусмотрены программой по данной учебной дисциплине, анализ соответствия результатов нормативам образовательных стандартов, осуществление учениками самооценки. По полученным результатам педагог планирует корректировку знаний и навыков, выстраивает индивидуальные траектории развития для каждого школьника.

Осуществляется фиксация итогов текущего контроля по пятибалльной шкале. В некоторых учебных заведениях принимается решение об оценивании текущих знаний в виде «зачета» или «незачета».

Индивидуальное обучение

В последнее время увеличилось число школьников, которые обучаются по индивидуальным программам. Фиксация их универсальных учебных навыков осуществляется в полном соответствии с учебным планом, разработанным для конкретного ребенка. Если у школьника есть серьезные проблемы со здоровьем, для него организуется инклюзивное обучение. Например, с помощью Skype педагог общается с ребенком, проводит для него учебные занятия, проверяет выполнение домашних заданий.

У педагога есть право продумывать собственный вариант оценок для текущего контроля, но итоговые отметки выставляются по тем же правилам, что и для других школьников. В случае спорных отметок за четверть, полугодие или год определяется между всеми оценками, а конечный балл ставится в пользу ребенка.

Важные моменты

В первых классах российских школ по новым федеральным стандартам используется безотметочное обучение.

При проведении факультативных и элективных курсов в среднем и старшем звене выбирают зачетную систему.

Вариант оценивания указывается в программе курса и доводится до сведения школьников, их родителей. Также он предварительно утверждается на педагогическом совете.

Если учебная дисциплина не имеет специального пособия, то в качестве зачетной работы учитель может предлагать ребятам творческие задания. Такая система подходит для таких предметов и курсов, где сложно выразить результат обученности с помощью классической пятибалльной шкалы.

В заключение

Несмотря на те инновационные преобразования, которые коснулись российского образования за последние годы, система оценивания по-прежнему является действенным инструментом в работе педагогов. На уроке учитель проводит фронтальный, индивидуальный опрос, а отметки ставит в электронный журнал.

В случае проведения зачетной тестовой работы первоначально до сведения всех школьников доводятся те критерии, по которым будет выставляться «зачет». Кроме того, учащимся могут быть предложены тестовые вопросы, правильные ответы на которые дадут им право на получение «зачета» по оцениваемому курсу.

В настоящее время идут бурные дебаты между сторонниками и противниками пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников. Некоторые педагоги предлагают полностью отказаться от оценочной системы в старшей школе, заменив ее тестовыми заданиями. Несмотря на такие заманчивые предложения, пока в российском образовании используется пятибалльный вариант оценивания учебных достижений школьников.

Источник - сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru


Учитель занижает оценки

На что опираться при решении вопроса об обоснованности выставления той или иной оценки?

Законодательство не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающегося, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательной организации. В соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации оценивание ученика производится за освоение знаний учебной программы.

Каждая образовательная организация самостоятельно принимает положение о системе оценивания (называться оно может по-разному, например, «Положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости»).

Как правило, в положении о системе оценивания знаний учащихся прописываются критерии выставления оценок от двойки до пятерки за письменные и творческие работы и устные ответы; порядок выставления оценок за контрольные работы; классификация грубых, негрубых ошибок и недочетов; условия оценивания в случае пропуска занятий; сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке.

Если учащийся не согласен с выставлением итоговых оценок за полугодие или за год, в этом случае следует ориентироваться на положение о промежуточной аттестации. В положении, как правило, устанавливаются принципы выставления итоговых оценок на основании годовой, экзаменационной с учетом четвертных и полугодовых оценок. Также может содержаться указание на порядок пересмотра оценок.

«В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося».

(Из Положения о промежуточной аттестации)

Что могут предпринять учащиеся и их родители, если считают оценку заниженной?

Необходимо определить, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям.

Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок, стоит воспользоваться той процедурой, которая предусмотрена в школе.

Если оценка необъективна и занижена, учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке статьи 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) необходимо изложить обстоятельства выставления оценки, действия, с которыми учащийся не согласен, попросить оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям:...». Родители могут просить пересмотреть оценку, с которой они не согласны.

В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

Администрация школы, педагогический совет или комиссия по урегулированию споров при оценке действий педагога должна руководствоваться локальными актами школы.

В случае бездействия администрации школы родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образованием или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

Как поступить в случае массового занижения оценок, например, за написание контрольной, проверочной (всему классу, группе учеников)?

Следует передать вопрос на рассмотрение педагогического совета школы. Для этого направляется обращение с описанием ситуации и указанием на конкретных учащихся, в отношении которых данные действия допущены, с просьбой рассмотреть вопрос на заседании педсовета. В обращении можно просить пригласить на заседание учащихся и их родителей.

Свобода преподавания

Не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагог обладает академическими правами и свободами, такими как:

  1. свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  2. свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  3. право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  4. право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  5. право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Указанные академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав других участников образовательных отношений, требований законодательства и норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Что делать, если поставили двойку за поведение, а не за знания?

Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы, в локальных актах. Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы. Для этого необходимо обратиться с заявлением к директору школы с требованием о проведении дисциплинарного расследования по данному факту.

Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательной организации. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на саму образовательную организацию и территорию, закрепленную за ней. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено.

Обязанность контролировать поведение учащегося за пределами образовательной организации лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

Что делать родителям, если они не согласны с методикой преподавания педагога в целом?

Родители могут составить в произвольной форме письмо с обязательным описанием конкретных ситуаций и педагогических подходов, с которыми они не согласны, а также основания несогласия с этой оценкой и требование о проведении переаттестации. При несогласии с методом преподавания необходимо описать сам метод преподавания и причины, по которым он не способствует удовлетворительному освоению материала учащимися.

В конце обращения должна содержаться просьба произвести замену педагога или провести его переаттестацию. Просьба должна быть конкретная и содержать указание на конкретный способ ее удовлетворения (уволить, заменить или переаттестовать). Обращение можно направить директору школу, управляющему совету школы или в орган управления образованием муниципального образования.

Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

Промежуточная аттестация

Имеет ли право педагогический совет школы перенести промежуточную аттестацию ученика 10 класса на лето в связи с длительной болезнью?

Может, но с согласия самого обучающегося.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки, определяемые школой, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни обучающегося.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. А значит, обучающийся не будет считаться уклонившимся от возложенных на него обязанностей по прохождению промежуточной аттестации.

Если ученик 9 класса будет не допущен к государственной итоговой аттестации по причине академической задолженности, что с ним делать в дальнейшем: оставить на повторное обучение, отчислить из школы или что-то другое?

В данной ситуации нужно руководствоваться статьями 58 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Если ученик 9 класса не будет допущен к ГИА, фактически выбор вариантов дальнейших действий должен быть предоставлен родителям обучающегося.

Выпустить со справкой об окончании школы в порядке, предусмотренном статьей 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для лиц, не прошедших итоговую аттестацию, можно только по согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (в соответствии с п. 6 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), так как учащийся не получил основное общее образование.

Учащийся, в соответствии с п. 4,5 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», имеет право ликвидировать образовавшуюся академическую задолженность, и школа, наряду с родителями, обязана создать для этого условия. В соответствии с п. 9 ст. 58 и пп. 1 п.З ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перевод на второй год или на иную форму получения образования осуществляется по усмотрению родителей.

Двойка по итогам учебного года

Оценки за учебный год - это результаты промежуточной аттестации. Каждая школа самостоятельно определяет форму и порядок проведения промежуточной аттестации для разных классов, так, она может принять решение о том, что промежуточная аттестация проводится по итогам каждой четверти или только по итогам полугодия.

Если учащийся получил двойку по итогам учебного года (в отдельных случаях - по итогам полугодия или четверти, если это определено в локальных актах школы (см. сайт своей школы)), у него образовалась академическая задолженность.

Какие последствия могут наступить при получении двойки за учебный год?

Последствия получения одной или нескольких двоек за учебный год (наличия академической задолженности):

  • учащегося могут перевести в следующий класс, но с условием пересдачи (ликвидации академической задолженности) в течение учебного года;
  • учащегося 9/11 класса не допустят до сдачи ГИА и ЕГЭ.

Какие права есть у учащихся, имеющих академическую задолженность, и их родителей?

Двойка за учебный год по одному или нескольким предметам не является основанием для отчисления из школы.

Даже если администрация школы настаивает на том, что учащийся должен покинуть школу или перейти на другую форму обучения, потому что «в нашей школе двоечникам не место», принудить к этому она никого не может. Решение об уходе может исходить только от родителей и самого учащегося.

Учащийся, имеющий академическую задолженность, имеет право:

  • перейти в следующий класс условно до момента исправления оценок;
  • дважды пройти промежуточную аттестацию (попытаться исправить оценку) в сроки, установленные школой, в течение одного года (в указанный период не включается время болезни обучающегося при условии наличия подтверждающих документов);
  • при наличии сомнений в объективности выставления оценок - требовать включения в состав комиссии, которая проводит промежуточную аттестацию, педагогов из другой школы.

Ученику дается две попытки сдать академическую задолженность по каждому предмету. В первый раз предмет сдается учителю. Второй раз создается комиссия. Сроки пересдачи должны быть определены в соответствующем положении, доступном на сайте школы.

Администрация школы обязана создать обучающемуся условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обязанность организовать пересдачу задолженности возложена на администрацию школы. Это означает, что перед тем, как администрация поставит родителей перед выбором: переводить учащегося в другую школу или оставлять на второй год, она должна обеспечить возможность пересдачи, организовать при необходимости дополнительные консультации, установить сроки пересдачи.

При необходимости родители учащегося могут сами инициировать пересдачу, направив соответствующее заявление с просьбой обеспечить возможность прохождения промежуточной аттестации.

Если исправить оценки не удалось, родители учащегося имеют право выбрать один из нескольких вариантов:

  • остаться на второй год;
  • перейти на обучение по адаптированным программам, например, в коррекционную школу в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо перейти в вечернюю школу;
  • перейти на обучение по индивидуальному учебному плану (т.е. остаться на индивидуальной форме обучения в своей школе, если в ней такая возможность предусмотрена, либо перейти в другую школу, которая имеет соответствующее положение).

Цитата из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

(ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Могут ли отчислить за двойки?

Законодательство не содержит оснований для отчисления из общеобразовательной организации по причине неудовлетворительной аттестации (итоговой, промежуточной) на каком-либо из этапов освоения общеобразовательной программы.

Двойка за четверть, полугодие, год и за итоговую аттестацию по одному или нескольким предметам не является основанием для отчисления из школы.

Даже если администрация школы настаивает на том, что учащийся должен покинуть школу, потому что получил двойку за учебный год, такая постановка вопроса является некорректной. Без согласия родителей школа не вправе принимать решение об отчислении или переводе на другую форму обучения.

о, что эти вопросы действительно актуальны для современной школы, подтвердит положа руку на сердце любой школьный учитель, хотя бы раз проходивший аттестацию. Ни для кого не секрет, что для получения или подтверждения квалификационной категории учителю требуется представить аттестационной комиссии заверенную школьной администрацией справку о высоких показателях «успеваемости», «качества образования» и «степени обученности» его учеников. Попросту говоря, справку о том, что он учит детей без двоек и с очень малым количеством троек.

Вот здесь и возникает немало вопросов.

Во-первых, где взять объективный критерий оценки? Даже по математике оценка всегда носит субъективный характер (про другие предметы и говорить не приходится) - по отношению и к учителю, и к ученику, и к программе, и к уровню подготовки класса в целом. В отличие от оценки, выставляемой компьютером, оценка учителя в школе имеет, прежде всего, воспитательное значение. Конечно, двойки, которые учитель ставит ученику за плохое поведение, свидетельствуют о низкой квалификации учителя или даже о его полной профессиональной непригодности. Но это отнюдь не отменяет воспитательного значения школьной оценки и ее принципиально субъективного характера.

Если присвоение квалификации учителю и, значит, его зарплата находятся в зависимости от выставленных им оценок, не подталкивает ли это учителей завышать оценки ученикам? Вся школьная действительность подтверждает, что дело обстоит именно так. «Хороший» учитель - тот, кто учит «хорошо», то есть не ставит плохих оценок. «Плохой» учитель, наоборот, - тот, кто «не умеет» учить без двоек. На самом же деле, наличие двоечников нередко свидетельствует о профессиональной честности педагога, а их отсутствие - о его беспринципности. Логическая ошибочность этой ситуации так и называется - порочный круг.

В реальности мы совершаем еще одну логическую ошибку, принимая как аксиому, что «идеальный» учитель смог бы учить любого ученика на одни пятерки. Да так ли это, право? Ученик ведь не объект получения информации: у каждого ребенка свои таланты, свои интересы, свои желания, свой жизненный опыт... Нельзя же всех стричь под одну гребенку! Двойка по математике - это свидетельство того, что ученик не проявил (быть может, не сумел проявить) достаточных усилий для изучения на должном уровне конкретной программы, конкретного курса. Из этого, несомненно, должны следовать выводы: как и по какой программе следует продолжать обучение ученика. А вместо этого в школьной практике нередко решается совсем другой вопрос: кто виноват? Конечно, находится стрелочник - учитель, «не сумевший» научить на положительную оценку. Вы помните? Прежде чем поставить двойку, учитель должен письменно объяснить, какую индивидуальную работу он вел с учеником, как он беседовал с родителями, как часто проводил дополнительные занятия и как он планирует их проводить в каникулы с предъявлением плана работы. Все это в свое свободное время. И никто не может заставить двоечника на эти занятия приходить...

В общем, как правило, осознав всю невыгодность своего положения крайнего, под давлением такой порочной системы учитель (не стальные же у него нервы!) в конце концов соглашается исправить поставленную оценку. Поэтому по статистике у нас почти все школы имеют 100%-ную успеваемость, то есть учат без двоек, а значительная часть учителей «умеет» учить практически даже без троек. В учительской среде ходит анекдот: нам не удается поднять качество образования, потому что оно уже достигло 100% и дальше расти не хочет.

Хотя в действительности уровень школьного образования не так уж высок и при этом продолжает падать. Не потому ли он падает, что для учеников мы оказываем медвежью услугу, завышая им оценки, как того ждут от нас руководители школы, начальники в округе, члены аттестационных комиссий?

Здесь особенно важно обратить внимание на этический характер проблемы. Ставя ученику незаслуженную оценку (если только это делается не специально в воспитательных целях - для ободрения ученика, создания ситуации успеха и пробуждения интереса к предмету), мы, по сути, его нравственно калечим: воспитываем в нем безответственность, потребительское отношение к жизни, приучаем к тому, что можно и так, без труда, прекрасно устроиться в этой жизни.

Теперь о том, что касается самих оценочных показателей «качество образования» и «степень обученности». Под качеством образования нынче принято разуметь «соотношение цели и результата как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника», «степень достижения намеченных образовательных результатов, отвечающих потребностям государства, учащихся и их родителей, вузов и работодателей, - это постоянная ориентация на удовлетворение потребителя образовательными результатами».

Показатель же качества, который каждый учитель-предметник подсчитывает каждую четверть, - это всего-навсего отношение количества отличных и хороших оценок к общему количеству оценок, выраженное в процентах. Когда учителей «кнутом и пряником» вынуждают «рисовать» пятерки, то реальное качество образования от этого не повышается, а понижается. Хотя в докладах руководителей образовательных учреждений нередко совершается плавный и незаметный переход от понятия «качество образования» к показателям качества.

Показатель «качество образования» хоть и не отражает реальное качество, но, по крайней мере, считается удобной характеристикой распределения оценок в классе - удобной своей ясностью и простотой подсчета. В отличие от этого показателя степень обученности учащихся - образец совершенно неоправданного наукообразного формализма. При вычислении степени обученности по отдельности подсчитывается количество отличников, хорошистов, троечников и двоечников, каждая величина домножается на приписанный ей весовой множитель, находится общая сумма, которая затем делится на количество учащихся в классе, и полученное значение выражается в процентах. При этом в разных школах практикуются разные традиции выбора весовых множителей. Высокая степень произвола и неудобство подсчета обусловливают относительную, весьма низкую ценность этого показателя. Тем не менее все учителя, и в том числе учителя математики, вынуждены регулярно высчитывать этот показатель по своим собственным четвертным оценкам и оценкам за контрольные работы.

В орфографическом словаре русского языка нет даже слова «обученность». Подобно тому, как педагог вычисляет «степень обученности» своих учеников, можно предложить, например, врачу для подтверждения своей квалификации вычислять «степень вылеченности» больных, учитывая тоже в виде какого-нибудь весового коэффициента диагноз, с которым выписан больной. Можно еще предложить повару вычислять «степень приготовленности» обеда, строителю - «степень построенности» дома, водителю - «степень перевезенности» пассажиров. Развивая эту логику, можно дойти до полного абсурда и начать считать «степень остриженности волос на голове», «степень вырванности зубов»... В конце концов, «степень надутости воздушного шарика»...

Наверное, для того педагогического исследования, в котором впервые был предложен показатель «степень обученности», само введение этого термина служит показателем высокого уровня «научности» работы. Однако ведь в такой области знания, как педагогика, построение научной схемы никогда не носит универсального характера, и всегда существует много альтернативных педагогик.

Ученые-педагоги вводят количественную характеристику «степень обученности», используя для убедительности своих рассуждений математическую формулу. Что ж, задача педагогов-математиков - указать своим коллегам на математическую несостоятельность обобщения предложенных выводов и придания им универсального характера. Как и ко всем педагогическим изысканиям, к показателю «степени обученности» нужно относиться как к возможному, но ни в коем случае не обязательному показателю.

Один педагог предлагает учить без двоек, другой - вообще без оценок, третий - без домашних заданий, четвертый - без учебников, пятый - без тетрадей... Методик (или, как говорят сегодня, технологий обучения) может быть много. Результативность же работы учителя должна оцениваться по реальным достижениям его учеников с учетом уровня контингента учащихся, а не по учительским оценкам. А то, следуя этой логике, можно предложить еще более «прогрессивный» оценочный показатель: пусть ученики сами выставляют себе оценки!

Поэтому к оценочным показателям учителя нельзя относиться как к реальным характеристикам качества его же собственной работы. Наиболее издевательская и циничная формулировка такова: учитель ставит двойку себе. Поэтому, конечно, двоек у нас нет. Этот неявный запрет на двойки, быть может, одна из самых серьезных причин падения реального качества образования.

Ответственность за полученную двойку должна лежать прежде всего на ученике, а не на поставившем ее педагоге или тем более завуче, директоре школы. (Случаи учительского злоупотребления своим положением я не рассматриваю как нетипичные.)

Бороться нужно за действительно высокое качество образования, а не за его оценочные показатели. При этом необходимо менять само отношение к оценке ученика. Все разговоры о том, что плохие оценки, дескать, психологически травмируют ученика, совершенно беспочвенны. Душевный вред наносят как раз несправедливые, незаслуженно поставленные оценки. Неудовлетворительная оценка свидетельствует о неладах ученика с конкретным предметом. В процессе учебы она должна заставлять ученика «шевелиться», искать способы ликвидировать пробелы в знаниях, либо менять профиль обучения. Двойка в школьном аттестате также должна обрести свое законное право на существование, но при этом ее нельзя рассматривать как показатель какой-то неполноценности ученика. В конце концов, и А.С.Пушкин имел твердый ноль по математике. Единственно, на что обязана влиять неудовлетворительная оценка в аттестате, так это на выбор будущей профессии выпускника. Но здесь каждый вуз может сам для себя определить, какие оценки и по каким предметам в аттестатах абитуриентов являются допустимыми. Хочу верить, что известная всем нам формула выставления оценки «3 пишем, 2 в уме» скоро канет в вечность.

Но есть еще одна весьма существенная проблема - ученик получает то или иное количество баллов на едином государственном экзамене, и тут все обусловлено не только тем, как учитель подготовил своего ученика к сдаче ЕГЭ, но и как оценивают эту подготовку, по каким тестам и каким показателям.

Скажите, какая была нужда менять «старый» ЕГЭ (по версии ФИПИ) на «новый» (по версии МИОО)? Главные недостатки ЕГЭ прежнего образца заключались в том, что необходимость измерения уровня как слабо, так и хорошо подготовленных учащихся не позволяла по достоинству оценить степень подготовленности выпускников, не принималась во внимание специализация школы, экзамен не вполне адекватно отражал образовательный стандарт школы и требования вузов к математическим знаниям школьников, слабо проверял способность рассуждать, плохо отражал системность мышления, а не «натасканность» на ответ, а потому мало способствовал стимулированию углубленного изучения предмета, практически не позволял учитывать индивидуальные особенности учащихся. И вообще, носил излишне формальный характер.

Было бы естественно ожидать, что очередная перестройка школьного экзамена на новый формат ЕГЭ хотя бы отчасти уменьшит все эти недостатки. (Хотя сами по себе перманентные реформы и изменения правил жизни школы отнюдь не оказывают на нее благотворного влияния.) Однако демоверсия ЕГЭ-2010 и контрольно-диагностические работы по математике телекоммуникационной системы сбора учебной статистики СтатГрад (в декабре 2008 года для 11-го класса и в мае 2009 года для 10-го класса), составленные в том же формате, меня, как учителя, мягко говоря, оставляют в глубочайшем недоумении.

задание В1: простейшая задача в два действия на проценты (уровня 5-го класса);

задание В2: определение по графику наибольшего значения функции, либо значения функции при данном значении аргумента (6-й класс);

задание В3: простейшее иррациональное или показательное уравнение (8-й класс);

задание В4: нахождение синуса острого угла в прямоугольном треугольнике, применение основного тригонометрического тождества (8-й класс);

задание В5: простейшая текстовая задача, сравнение вариантов ответа (3-й класс);

задание В6: вычисление площади треугольника по клеточкам (3-й класс);

задание В7: вычисление простейшего выражения (тригонометрического - 8-й класс, степенного - 9-й класс, логарифмического - 11-й класс, уровня сложности А1-А3 прежнего ЕГЭ);

задания В8, В9: задачи на геометрический и физический смысл производной (типа В5 прежнего ЕГЭ) (10-й класс);

задание В10: задачка на соотношение объемов (формально - 11-й класс, по уровню сложности - не выше 8-го класса);

задание В11: задача на исследование функции (многочлен 3-й степени) (10-й класс);

задание В12: текстовая задача (8-й класс; примерно соответствует уровню задачи В9 прежнего ЕГЭ).

Легко видеть, что задания В1-В6 к экзамену за курс средней школы вообще не имеют никакого отношения - ни по уровню сложности, ни по тематике. Тех учеников, которые не могут справиться с этими заданиями, вообще нельзя даже принимать в 10-й класс! Образец ЕГЭ-2010 позволяет получить тройку любому успевающему ученику 8-го класса (ведь удовлетворительная оценка выставляется за 5 баллов)! Одиннадцатиклассникам выполнять подобные задания на экзамене должно быть просто оскорбительно.

Все разговоры о том, что нельзя допускать 25% двоек на выпускном экзамене, абсолютно беспочвенны: нельзя допускать такого качества знаний, а не оценок этих знаний! Напротив, оценки должны быть адекватны реальному уровню знаний. В противном случае качество образования будет падать еще более стремительными темпами. Наверное, все-таки правильнее ставить и решать вопрос о том, как вытянуть учеников на должный уровень образования, а не о том, как уровень образования опустить до нынешнего уровня знаний учеников...

ЕГЭ прежнего образца не обладал достаточной эффективностью в качестве инструмента оценки знаний учащихся, в том числе из-за того, что уровень сложности задач школьного учебника (уровень хорошиста и отличника) «затерялся» где-то между его 2-й и 3-й частями. На решение многих задач группы В можно было просто натаскать. А задания группы С, особенно из части 3 (задания С3-С5), были на порядок выше по уровню сложности, и их «брали» лишь отдельные ученики из профильных физико-математических классов. Не хватало золотой середины - классических заданий школьных экзаменов прошлых лет (например, из сборника под редакцией С.А.Шестакова) и конкурсных заданий в вузы (например, из сборника под редакцией М.И.Сканави). Но в принципе успешное выполнение заданий части 2 (В4-С2 - 10 заданий) могло свидетельствовать о достаточно прочном усвоении школьной программы. Другой вопрос - как при этом выбрать учащихся, способных к обучению, например, в техническом вузе. Степень валидности экзамена по отбору кандидатов к поступлению в вуз была невысокой. Новая версия ЕГЭ усугубляет проблему выявления будущих студентов: количество заданий, рассчитанных на обнаружение прочных знаний, сократилось (В12-С4 - 5 заданий, и то с большой натяжкой).

На фоне этих проблем совершенно непонятно, зачем добавлены задачи олимпиадного характера С5 и С6 (в особенности последняя). Что они могут выявить в контексте данного экзамена?

Еще одна новомодная особенность версии ЕГЭ-2010 - отражение в ней компетентностного подхода: часть заданий (В1, В2, В5 и В9) проверяют способность «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». (Речь идет о вопросах типа: «Какое максимальное число йогуртов можно купить на 100 рублей?» или «Определить по графику наибольшую температуру воздуха».) Создается впечатление, что ориентация заданий экзамена на «практическую деятельность и повседневную жизнь» - лишь прикрытие того, что в них отсутствует какое-то хотя бы малейшее математическое содержание. По крайней мере мне, как учителю, непонятно, как я должен учить выпускников решать подобные задачи...

Убежден, не нужно задания по математике на выпускном экзамене «наполнять практическим содержанием» и «применять к повседневным нуждам». В школьной математике и без того хватает прекрасных задач, пригодных для выявления математической грамотности ученика. А для того чтобы применять математические знания на практике, требуется несколько иной уровень математической культуры.

Что делать, если Вы не согласны с оценкой? Как поступить, если учитель, на ваш взгляд был необъективен и снизил оценку ни за что? Можно ли бороться с предвзятым отношением? За что оценка может быть снижена: за плохое поведение на уроке? за плохое поведение вне школы? за попытку списывания? за отсутствие на уроке? за отсутствие тетради? за сдачу работы с опозданием?

Вы не согласны с выставленной оценкой - что делать?

Шаг 1. Ознакомьтесь с локальными актами школы о системе выставления оценок – и оцените, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям?

Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок – воспользуйтесь той процедурой, которая предусмотрена в вашей школе.

Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении оценок, либо если в локальных актах ваш случай не предусмотрен, но вы убеждены что учитель был неправ - переходите к шагу 2.

Шаг 2. Направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров. В жалобе попросите пересмотреть оценку.

Право на жалобу в школе

Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке . Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…». Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.

В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

Свобода преподавания

Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Дополнительные вопросы:

Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

См. дополнительно ответ на вопрос

Могут ли поставить двойку за поведение?

Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы. Если на уровне школы не принято никаких локальных актов, которые бы устанавливали возможность выставления оценок за поведения – в этом случае выставление двойки за поведение будет являться незаконным.

Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы.

Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательного учреждения. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на само образовательное учреждение и территорию, закрепленную за ним. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено. Контроль за поведением учащегося за пределами образовательного учреждения лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

Дата публикации:

четверг, февраля 2, 2017

Статьи по теме